15.05.2017
Законодательство и административная ответственность
Урок посвящён рассмотрению основных законов, которые регулируют работу в ГИС ЖКХ, а также тем штрафам, которые грозят управляющим организациям, в случае, если работа в системе организована неправильно.
Я расскажу, чем занимается наша компания и представлюсь. Меня зовут Валит Борис Михайлович. Я являюсь руководителем компании «РосКвартал». Наша компания занимается автоматизацией управляющих организаций, а с 2015 года – аутсорсингом некоторых работ. Мы работаем с реформой ЖКХ: вместо управляющих организаций заполняем, ведем реформу ЖКХ, делаем так, чтобы информация соответствовала и букве закона. С 2015-го года, как только появилась первые какие-то возможности работы с ГИС ЖКХ, мы начали работать с ГИС ЖКХ, начали брать немного клиентов так тоже аутсорсить их работу.
На сегодняшний день мы работаем по всей России более, чем с двумя тысячами клиентов и по реформе ЖКХ, и по ГИС ЖКХ берем на себя работы по заполнению этих систем. Накопили определенный опыт. Этим опытом я с вами буду делиться.
Мы отметили недавно годовщину нашего блога – каждый рабочий день там появляется новая статья полезная. Я думаю, что большинство из вас являются подписчиками нашего блога.
Мы недавно запустили новый бесплатный сервис вопросов и ответов для ЖКХ-специалистов. Называется он – «Про ЖКХ», с ним достаточно много людей познакомилось и работают в нем. Также, мы запускаем «Онлайн-школу ЖКХ». Это очень интересный проект, большой амбициозный проект по всей России.
Будем начинать. Обычно я сначала рассказываю программу, которая нам предстоит на вебинаре. В этот раз я ее решил упростить и сделать таким образом: первый день у нас теория, и ее будет очень много, второй – практика, которой будет ещё больше. Я столкнулся с тем, когда бываю на выездных семинарах и рассказываю управляющим и ТСЖ ГИС ЖКХ и спрашиваю, знакомы ли вы с законами, читали ли, знаете ли, то подавляющее большинство (9 из 10) говорят, что нет. Я думаю, что это тот пробел мы с вами должны устранить, потому что без знания теории по ГИС ЖКХ бессмысленно будет проходить к практике.
Чтобы нам с вами говорить на одном языке, мы составили буквально два слайда сокращений, которые приняты в сфере ЖКХ. Я думаю, что большинство из вас с ними знакомы.
Первое, к чему нужно сначала обратиться, чтобы понимать, как ГИС ЖКХ работает – это, естественно, законодательство. В законодательстве прописаны те механизмы, которые регулируют работу ГИС ЖКХ. В первую очередь, конечно же, это два кодекса – это Гражданский и Жилищный кодекс. Особенно Жилищный кодекс, в который вносились изменения и большое количество правок в связи с принятием ГИС ЖКХ.
Появилось такое понятие, как система. То есть, если вы в ЖК встретите слово «система» или «в системе», «в системах», то знайте, что речь идет как раз про ГИС ЖКХ. Фразу «информация должна быть размещена в системе» вы можете читать «информация должна быть размещена в «ГИС ЖКХ».
Основной закон, который регулирует деятельность ГИС ЖКХ – это Федеральный закон N 209-ФЗ от 21.07.2014 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и Федеральный закон N 263-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона о «ГИС ЖКХ». Они вышли одновременно, в 2014 году. 209-й описывает принципы работы ГИС ЖКХ, описывает, кто является поставщиком данных, кто является пользователем данных, какой заложен фундамент под ГИС ЖКХ и так далее. А 263-ый закон – это был закон саттелит, который был принят в исполнении 209-го, в том числе, вносил изменения в Кодекс об административных правонарушениях и других законах. Мы сегодня об этом тоже поговорим, чтобы подвести законодательную базу ГИС ЖКХ к единому знаменателю.
Два больших приказа, это совместные приказы Минстроя и Минсвязи. Это приказы 74/114/пр и 589/944/пр. Мы сегодня тоже о них будем очень подробно говорить, потому что именно в этих приказах содержится вся информация о том, как и в какие сроки нужно раскрывать данные в ГИС ЖКХ.
Для того, чтобы перейти к самому ГИС ЖКХ, нужно понять, кто является поставщиками данных.
Кто является поставщиками? Все мы с вами являемся поставщиками данных ЖКХ. В 209-м Федеральном законе сказано, что поставщиками являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные лица, то есть абсолютное все, о ком идет речь в приказе 74/114/пр, являются поставщиками данных.
Есть нюансы, кто что раскрывает, но принцип такой, что любой участник этого рынка, который так или иначе связан с ЖКХ, с коммунальными услугами, с начислениями, с жильцами, с собственниками – все эти организации являются поставщиками данных. Для всех этих организаций существуют определенные меры воздействия – для управляющих компаний, для ТСЖ, для ресурсных управляющих организаций.
Эти меры, призваны не задумываться над вопросом, раскрывать данные в ГИС ЖКХ или нет. Без умения работать с ГИС ЖКХ с начала следующего года практически невозможно будет работать на этом рынке. Учитывая то, что говорят представители исполнительной власти и представители Минстроя и Минсвязи, ГИС ЖКХ пришел, пришел надолго, пришел всерьез и поэтому требования этого закона обязательно необходимо выполнять.
Итак, если подробно рассмотреть 209-ый Федеральный закон и углубиться в тему поставщиков информации, то можно увидеть, что поставщиками являются практически все, кто в этих взаимоотношениях находится.
Законодатели, и исполнители пришли к выводу, что необходимой информацией, что называется, с земли, обладают именно исполнители договоров управления, исполнители уставов ТСЖ, уставов жилищных кооперативов. И поэтому они могут предоставить всю информацию о состоянии дома, о работах, которые проводятся по дому, о начислениях и т.д.
Есть один важный один принцип, который заложен в ГИС ЖКХ – он называется «однократность размещения информации». Что это значит? Это значит, что если какой-то поставщик информации, например, Росреестр, разместил сведения о доме или разместил сведения о помещении, то другие организации обязаны использовать эти данные и больше их не выкладывать. У многих возникнут вопросы, как быть, если данные расходятся. И мы сегодня об этом поговорим.
Если управляющая организация разместила данные по дому, разместила данные по подъезду, по помещению, то уже ресурсоснабжающие организации такие данные, по идее, не должны размещать. Хотя в нашей практике были случаи, когда ресурсоснабжающие организации перетирали те данные, которые были внесены ранее.
Мы сейчас ведем активный диалог с одной ресурсоснабжающей организацией, нам в этом диалоге помогает Минстрой. Потому что получилась такая ситуация, что по большому количеству домов вносились сведения от лица управляющей организации, а через некоторое время оказалось, что сведения были переписаны ресурсоснабжающей организацией, причем сведения оказались неверными. Я считаю, что правда на нашей стороне, потому что принцип однократности размещения информации в ГИС ЖКХ не должен нарушаться.
Кто является потребителями информации? Этот вопрос возникает очень часто. Требование по созданию системы родились из указа президента о создании такой системы, в которой была бы саккумулирована вся информация по сфере ЖКХ. Потребителями информации, по сути, являются все: органы государственной власти, органы местной власти, юридические лица, ИП, физические лица, советы домов, граждане и неграждане России (согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209). Но есть разница. В системе есть закрытая и открытая часть. Для того, чтобы посмотреть информацию в открытой части, например, список управляющих организаций, список лицензий, список домов конкретной УО, в системе даже не надо регистрироваться. Можно просто войти и посмотреть интересующую информацию. Мы рассмотрим,какая информация уходит в закрытую часть, а какая в открытую. Где можно размещать персональные данные, а где нельзя.
Давайте вспомним, как строился процесс раскрытия информации в прошлом, даже в текущем моменте. Есть стандарт раскрытия информации, есть Реформа ЖКХ, которая действует до сих пор. И она регулировалась нормами Жилищного Кодекса. В ч. 10 ст. 161 ЖК РФ было сказано,что УО должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности и т.д. в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Особенности раскрытия информации устанавливались другими законами. Требования были детализированы постановлением Правительства РФ (ПП РФ N 731) и приказом Минстроя N 882/пр. Такое положение сохранялось до определённого момента – до 1.01.2018. Реформа ЖКХ остаётся лицензионным требованием, но уже с 1.07.2017 вступает в силу положение ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, которая регламентирует работу в ГИС ЖКХ. Там сказано, что вся та информация, которая детализируется Приказом 74/114/пр, подлежит размещению в системе. Есть исключения – города федерального значения, к которым не применяется это правило: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Для них требование по размещению информации в ГИС ЖКХ наступает только с 1.07.2019. На эти города продолжает действовать норма стандарта раскрытия информации.
Есть исключение и эта норма касается всех, в том числе и представителей городов федерального назначения. Это требование ч. 1 ст. 198 ЖК РФ, в которой сказано, что сведения о многоквартирных домах, действия по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на Реформе ЖКХ. Но, если прочитать 255-ый федеральный закон, то там сказано, что с 1.08.2015 информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ, подлежит размещению в ГИС ЖКХ. О чём идёт речь? Если вы, являясь лицензиатом, взяли новый дом под управление, то сведения по этому дому (договор управления, протокол, на основе которого дом был взят под управление, или протокол открытого конкурса) раскрываются. Это требование касается всех, кто является лицензиатом, – управляющих компаниях, у которых есть лицензия на управление домами и у которых дом находится на управлении по договору.
Помимо того, что вводится ГИС ЖКХ, одновременно вводятся положения по ст. 13.19.2 КоАП РФ, но они будут применяться в полную силу только с 1.01.2018. До этой даты за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ можно привлечь только лицензиатов и только в части размещения сведений, предусмотренных ст. 198 ЖК РФ.
До 1.01.2018 штрафы можно применять только за неразмещение данных по договору и базовой информации о себе.
ПОмимо штрафа, который будет действовать с 1 января 2018, есть ещё так называемая экономическая документация. Та норма, которая говорит, что если в системе не размещён платёжный документ, то гражданин имеет право его не оплачивать. Это почти правда. В законе прописано, что в случае неразмещения платёжного документа и информации о размере платы за жилое помещение и КУ, задолженности по оплате жилого помещения и КУ в ГИС ЖКХ в срок, предусмотренный законодательством, граждане и юридические лица вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платёжные документы и указанная информация в ГИС ЖКХ. То есть, если вы, допустим, не разместили в октябре информацию за сентябрь, то пока вы эту информацию (за сентябрь) в системе не разместите (например, вы разместили её в ноябре), то гражданин имеет право оплачивать её до 10 декабря. Эта норма будет применяться с 1.01.2018.
Размещение информации о платёжных документах, вопросы квитирования, вопросы соотношения начислений и поступившей оплаты – огромный пласт работ в ГИС ЖКХ. Если уже сейчас вы не задумывались о том, как вы будете вести эту работу, вы рискуете не успеть к сроку. Меж тем, в системе уже зарегистрированы 30 млн. граждан. Как только жильцы дома узнают, что управляющая компания должна размещать информацию в системе ГИС ЖКХ, они начинают обращаться и в управляющие организации и в ГЖИ, с вопросами, почему по дому ещё не всё размещено. Нужно учитывать, что большой объём информации нужно раскрывать ежемесячно.
Ещё вопрос, который тоже часто приходит. Что будет, если данные по платёжному документу отличаются от данных, которые представлены в ГИС ЖКХ. Ответ тоже дан в ч.ч. 2, 3 ст. 155 ЖК РФ. Там сказано, что достоверной считается информация, размещённая в системе.
Штрафы за неразмещение информации. Есть статья ст. 13.19.2 КоАП РФ, которая будет действовать с 1.01.2018. Штрафы в отношении управляющих компаний достаточно большие. за повторное нарушение руководителю может грозить дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет. Обратите внимание, что с этой же даты будет действовать новое требование, о том, что ГИС ЖКХ – это лицензионное требование. Если ГЖИ будет трактовать нарушение заполнения ГИС ЖКХ, как нарушение лицензионных требований, то штраф будет в 10 раз выше – до 300 000 рублей.
Есть ещё одна лазейка для контролирующих органов. Это тот штраф, который возможно наложить уже с 1.07.2017. Есть п. 24 ст. 19.5 КоАП «Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный госжилнадзор…влечёт наложение административного штрафа». Штрафы немаленькие – на юридических лиц от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Чтобы получить этот штраф нужно не разместить информацию в системе, после этого контролирующий орган обнаруживает неразмещение этой информации и даёт вам предписание о необходимости устранения нарушений. Требование о размещении информации наступает с 1 июля, поэтому уже 2 июля ГЖИ имеет право выписать вам предписание об устранении нарушений за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Я думаю, что в 10-ти дневный срок, который даётся по таким предписаниям, вы физически не успеете заполнить эту информацию. Следующий шаг – вы это требование не выполняете и на вас можно наложить такие штрафные санкции за неисполнение и за ненадлежащее выполнение в установленный срок. Я призываю вас не тянуть, не ждать, когда наступит 1 июля 2017 или 1 января 2018, когда штрафы вступят в силу. Если собственник написал на вас жалобу о том, что информация в ГИС ЖКХ не раскрыта, как того требует закон, ГЖИ будет обязано провести проверку, выяснить, что информация не раскрыта, и выписать вам такое предписание. Одна из систем, которые есть в ГИС ЖКХ, относится как раз к автоматизации проверки информации, размещённой в системе. Вы этот модуль не видите, а у ГЖИ этот модуль есть, в котором она видит, какие поля не заполнены.
Следующий момент. Действия по неразмещению информации можно квалифицировать, как нарушения правил ведения предпринимательской деятельности по управлению МКД (согласно ст. 7.23.3 КоАП), потому что в этом постановлении сказано и про размещение информации, и про взаимодействие с органами государственной власти. Там штрафы тоже немаленькие. Есть судебный прецедент, достаточно свежий и показательный. Постановлением Ярославского суда руководителю вменили в вину, что он нарушил подпункт Правил осуществления предпринимательской деятельности за нераскрытие информации по Стандарту. Таким образом, возможностей оштрафовать достаточно много. Итак, резюмируем. Обязанность по раскрытию информации в системе наступает с 1.07.2017 (для городов федерального назначения с 1.07 2019), прямая ответственность наступает с 1.01.2018. Раскрытие на Реформе ЖКХ до 1.01.2018 (для городов федерального назначения 1.07.2019) – в настоящее время является лицензионным требованием. Размещение в ГИС ЖКХ как лицензионное требование начинается 1.01.2018 (для городов федерального назначения 1.07.2019). Размещение данных по многоквартирным домам действует уже по настоящее время для лицензиатов. Данные о каждом новом доме нужно передать в ГЖИ и разместить в ГИС ЖКХ. Нормы передачи данных регулирует Приказ Минстроя N 937/пр.
Перейдём к важным приказам по ГИС ЖКХ.
Вопрос: Что касается сайта управляющей компании, после 1.01.2018 его надо размещать?
Ответ: Сайт управляющей компании, Реформа ЖКХ и информационные стенды – это источники Стандарта раскрытия информации. Стандарт с 1.01.2018 перестаёт действовать, соответственно все эти источники перестают действовать в качестве нормы, за которую можно оштрафовать. Но сам Стандарт не перестаёт существовать, само 737-е постановление отменено не было, поэтому можно воспользоваться его положительными моментами. Если запрос пришёл от собственника и эта информация размещена на вашем сайте, вы можете этому собственнику дать ссылку на ваш сайт без более развёрнутого ответа. Поэтому поддерживать или нет свой сайт после 1.01.2018 – дело ваше. Чтобы пользоваться возможностью коротких отписок, на вашем сайте действительно должна быть размещена такая информация, в противном случае, это будет являться нарушением.