02.07.2017
Новое законодательство. Территориальная схема, региональный оператор
Вы узнаете, почему было принято решение переходить на новую систему, каким законодательством она регулируется, а также значения понятий территориальная схема и региональный оператор.
На начало июня 2007 года помимо изменений есть Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Этот закон решили не принимать в новой редакции, а внести в него изменения, хотя изменений очень много. Самые глобальные внесены в 2014 году, это Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» дальше отодвигались только сроки систему не удалось ввести на все территории РФ сразу быстро и хорошо, как хотел законодатель регионы оказались не готовы и даже учитывая что есть много заинтересованных лиц: которые станут хорошо зарабатывать при новой системе, органы власти, которые решат свои проблемы все равно это буксует поэтому в закон вносятся изменения сроки отодвигаются и на сегодняшний день эти сроки отодвинуты очередной раз однако все заявления положения которые слышны в органах власти говорят о том, что больше сроки передвигаться не будут. Об этом говорит и то, что некоторые регионы уже начали работать по новой схеме. Как только 1-2 откатают первые ошибки, вперед пойдут и другие, тем более есть у кого срисовать территориальные программы схемы сейчас система набирает обороты очень быстро
ПП РФ п.1 с.1 N 458-ФЗ, п.1 с.1 N 458-ФЗ. Постановление правительства N 354 совсем недавно изменилось – 28 февраля вышло ПП РФ N 232, которое внесло целый новый большой раздел. Поскольку ТКО – это коммунальная услуга, в правилах предоставления КУ появился раздел «Порядок предоставления коммунальных отходов», и с момента перехода на новую системы, мы будем жить по этому параграфу.
491-е Постановление еще будут менять: там остался в п. 11 такой большой пласт как жидкие бытовые отходы. Это обязанность УК с этими отходами работать или нанимать того, кто будет с ними работать, но это тоже будут менять. Закон 89-ФЗ как не содержал такого понятия, так и не содержит, но разрабатываются изменения именно в этой части. Думаю, что до конца лета их уже примут
290-е правила тоже должны поменяться: минимальный перечень работ и услуг должен быть изменен, так как переходит из жилищных услуг в коммунальные.
Наконец, ПП РФ N 505 «Об утверждении правил коммерческого учёта» тоже мы сегодня разберём. Оно нам необходимо, чтобы понимать, что вписывать в типовые договоры.
Из остальных нормативных актов необходимо остановиться на ПП от 12.11.2016 N 1156. Оно принято совсем недавно, и этим постановлением были приняты правила работы с ТКО. К этим правилам мы сегодня будем много обращаться.
Откуда появилась мысль изменить систему? По данным Гринпис самая важная экологическая проблема – отходы. Это мировая проблема и Россия, когда подписывает международные соглашения, концепции и т.д., поневоле становится заложником той ситуации, что нам надо соответствовать мировому уровню и принимать у себя законы которые диктует мировое сообщество.
По данным маркетологов последние 10-20 лет потребление возросло: люди не чинят вещи, а покупают новые, следовательно, объем того, что выбрасывается растет в пропорциональном размере. По сравнению с другими странами мы в меньшинстве и в хвосте, если брать страны Европы, Японию и Китай –переработка везде идет уже давно. Польша, которую многие считают «недозаграницей» с низким уровнем жизни, 70% отходов перерабатывает, а у нас по Московской области меньше 5%, а Московская область впереди других регионов. Наша страна не перерабатывает отходы практически совсем и не скоро мы придем в светлое будущее.
Неправильное захоронение отходов – большая проблема для жителей и их семей приводит к заболеваниям в том числе онкологическим и т.д.
В среднем по России 1 человек производит 300-400 кг мусора в год. Средняя статистическая цифра по всем областям: если из мусора построить башню метр на метр, то за год получится башня такой высоты, что можно добраться до луны.
Ежегодно такие башни захораниваются и экологическая ситуация ухудшается.
Проблемы организаций работ с мусором: вывоз мусора – это единый процесс, но у нас он всегда дробился между разными исполнителями, включая сбор, транспортировку и утилизацию. Сбором испокон веков занималась обслуживающая организация. Раньше это были ЖЭКи, теперь – УК и ТСЖ. Вы знаете, как устанавливаются тарифы на ТКО. Так как это еще пока составляющая платы за жилищные услуги, то тариф устанавливается общим собранием собственников. Чаще всего администрация давала тариф, мы вносили его в решение ОСС и утверждали, но, по сути, никто не может предсказать, что скажет ОСС, какой тариф оно установит. И получалось, что сбор мусора зависит от граждан, которые в принципе не могут правильно рассчитать экономику этого тарифа, поэтому велики риски что тарифы будут приняты неправильно и приняты занижено.
Транспортировка отходов отдавалась подрядным организациям. Нанимать можно было кого угодно. С одной стороны, это, конечно, формировало хороший рынок конкуренции, с другой стороны – часто во многих регионах, например, в Крыму, мусорная проблема безумная. Если едешь от Симферополя к курортным местам вдоль дороги – везде свалки мусора, потому что есть недобросовестные подрядные организации, занимающиеся транспортировкой, которые не хотят платить и сваливают мусор где-то в лесу. Тариф они утверждали сами, это никак не контролировалось и никаких требований к ним не предъявлялось
Единственная часть процесса, которая всегда контролировалась государством – это утилизация и захоронение. Тариф всегда регулировался государством и была четкая структура, четкие требования, четкая ответственность.
Поскольку единый процесс был разбит между разными организациями с разной ответственностью и разным порядком ценообразования, это привело к тому, что все вопросы приходилось решать только с помощью административных рычагов. Так, например, с утверждением на общем собрании тарифа, который дала администрация, была совершенно разная судебная практика по регионам. Она и сейчас разная, если вы посмотрите практику по 89-ФЗ по регионам – она не просто отличается, она может абсолютно отличная.
Не было нормативов, если нормативы были приняты, то менее, чем в трети регионов. Соответственно, в этой трети не были учтены своеобразные отходы, а там, где нормативов вообще не было – люди жили как бог на душу положит, кто как. Эту проблему понимали давно, но, наконец, решили, что необходимо поменять всю систему заново. Чем переписывать и пытаться что-либо исправить, лучше построить новый мир, разрушив старый. И решили подойти к проблеме кардинально, решили поменять ее полностью.
Целями перехода на новую систему совершенно логично являются: 1. Предотвращение экологической катастрофы. Хотя предотвратить ее полностью уже не удастся, следует минимизировать. 2. Развитие сферы деятельности по обращению с отходами, т.е. поскольку у нас слегка отсталая страна в этом плане. Решили, что нужно полностью налаживать систему с нуля и делать долгосрочные программы, которые будут включать в себя и мусороперерабатывающие заводы, и всевозможные инновации будущего сортировки отходов, раздельный сбор мусора, логистику, которая идет у нас сейчас с оборудованием и т. д. 3. Ну и один из главных вопросов – ликвидация несанкционированных свалок. Все это должен кто-то взять на себя.
У государства была цель найти то лицо, которое будет ответственно за все вышеперечисленное. Соответственно появилась идея: в каждом регионе появится то единое лицо, которое будет отвечать за весь процесс вывоза мусора, в том числе оно будет развивать эту сферу деятельности по обращению с отходами и ликвидировать несанкционированные свалки. Такими лицами стали региональные операторы или станут по вашему региону. Так, в каждом регионе должен появится один или несколько таких операторов.
Здесь одним из главных условий, в отличие от капитального ремонта, является то, что региональный оператор будет концессионером, т.е. он должен вложить какие-то деньги.
Концессия – это некое соглашение, по которому лицо вкладывает какие-то деньги, совершает инвестиции для того, чтобы заработала какая-то программа и все смогли получать с нее некие бонусы.
Так вот, чтобы настроить всё в каждом регионе, было совершенно понятно, что денег нет, что невозможно построить просто так мусороперерабатывающие заводы, ликвидировать свалки – кто-то должен вложиться. Этим «кто-то» и стал региональный оператор. Нам дается понятие, кто такие региональный операторы, в п.1 ст.1 458-ФЗ – это юридическое лицо, которое будет обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и которое будет действовать во всех установленных законом порядках.
«О концессионных соглашениях» ст. 3 № 115-ФЗ. Региональный оператор возьмет на себя все вопросы обращения с отходами, но главное – региональный оператор должен за свой счет создать или реконструировать всю систему обращения отходов в вашем регионе. На сегодня логика выбора одного или нескольких операторов не ясна. Если взять за пример Хабаровский край, а это огромный регион, то там ставят всего одного регионального оператора. Следовательно, из каких-то отдаленных мест до него почти невозможно достучаться. Вместе с тем, та же Московская область имеет примерно 8 операторов. Хотя каждый регион в этом вопросе ориентируется сам. Обращаясь к логике: в больших регионах должно быть больше операторов, с точки зрения территориальности, но эта логика на сегодня не работает.
Что же должны сделать регионы, чтобы перейти на данную систему? Первое, что должны сделать – разработать территориальные схемы по обращению с отходами. Причем эта разработка по закону была записана именно как функция субъекта, но по сути обязали разрабатывать схему органы местного самоуправления, которые потом передали эти схему в субъект, и субъект их объединил. Такие схемы уже должны быть разработаны в каждом регионе, т.к. крайний срок разработки таких схем – это сентябрь 2016 года. Даже на сентябрь почти все регионы отчитались о выполнении функции.
Территориальная схема – это некий документ, который содержит в себе графические показатели, в котором прописаны финансовые показатели по обращению с отходами и организационные взаимодействия между всеми участниками рынка. Именно из такой вот территориальной схемы логично должно вытекать, сколько будет региональных операторов на вашем субъекте. То есть, уже на сентябрь 2016 года субъекты понимали, сколько будет региональных операторов. Но чаще всего такие схемы заказывались в институтах для разработки и т.д. Может быть, здесь разные подходы институтов, и я зря грешу на субъекты. Может там-то логика и была, но институты их переубедили. И тем не менее, такие схемы на сегодня написаны. В этих схемах есть точки, в которых скапливаются отходы, и что с этими отходами делается, в каких направлениях решается этот вопрос.
Второе, что должны сделать субъекты, когда территориальная схема по обращению с отходами уже разработана – это разработать региональную программу по обращению с отходами. Такая региональная программа принимается сроком минимум на 10 лет. Региональная программа содержит в себе некую цель, к которой должен прийти регион. К примеру, в Московской или любой другой области регион понимает, что необходимо построить мусороперерабатывающие заводы, а их нет, сделать логистику, которой тоже нет, уничтожить несанкционированные свалки и сделать некие предприятия по сортировке отходов. За десять лет эти мероприятия пошагово расписываются, т.е. есть цели и перечень мероприятий, с помощью которых мы к этой цели дойдем. И вот все это вместе является региональной программой.
Цели: стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов; стимулирование утилизации отходов; выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение экологических катастроф; доступ к информации; Каждая из этих целей так или иначе отразится на собственниках, вследствие, на управляющих компаниях. К примеру, доступ к информации должны будем обеспечить мы, несанкционированные свалки, в случае если они сделаны на земельных участках, которые принадлежат многоквартирным домам, должны будем сделать мы. Поэтому следующим этапом субъект проводит конкурс: кто желает проинвестировать это светлое будущее. На конкурсе выбирается один или несколько региональных операторов. Субъект и РО заключают соглашение между собой. Это соглашение – оно сделано на основе той самой разработанной региональной программе и оно включает в себя все этапы, которые должен выполнить РО. Соглашение заключается сроком не менее чем на 10 лет. И по этому соглашению описывается полностью вся работа, которую РО должен за эти 10 или более лет провести в регионе. Но поскольку соглашение описывает именно работу оператора – именно в соглашении будет написана дата начала работы РО. Как только оператор подписал такое соглашение, он сразу же принимается заниматься государственной регулировкой своего тарифа. Когда есть тариф, РО заключает договоры с потребителями.
Субъект РФ отвечает на сегодняшний день почти за все мероприятия. Он контролирует РО и дает ему региональную программу. Субъект как лицо подписавшее соглашение будет, в том числе, в случае, если что-то пошло не так, призывать РО к ответственности. Он будет обеспечивать информацию и доступ к такой информации. Все программы и инвестиционные и отчетности по этой программе будет вести субъект РФ. Контроль, вплоть до контроля за тем, как выполняется задача, начиная со стадии вывоза мусора и заканчивая стадией утилизации, ведет субъект. Установление нормативов, утверждение тарифов – все это переходит на уровень субъекта. Если раньше город, сельское поселение и т.д. ещё могли заниматься какими-то вопросами по отходам, то сейчас все полностью передано в субъект. Органы же местного самоуправления участвуют в организации деятельности по сбору. Обращаться в органы местного самоуправления сегодня для решения каких-то вопросов, с момента перехода на новую схему, не имеет никакого смысла. У органов местного самоуправления вообще не осталось по сути никаких полномочий на сегодня, т.е. все полностью передано в субъект.