16.08.2016
Основные лицензионные требования. Изменения в законах по раскрытию информации
Вы узнаете, какие три основные лицензионные требования существуют к управляющим организациям и что такое квалификационный аттестат. ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ как лицензионное требование. Вы узнаете, какие нюансы нужно учесть, чтобы ему соответствовать.
В ПП РФ N 1110 прописано, что существует для УО по сути 3 лицензионных требования. Они вроде бы как короткие, но на самом деле, если препарировать, то вырастает, конечно, целый ворох требований, обязательств. Все аспекты жизни УО становятся объектом наблюдения со стороны контролирующих органов. Почему это происходит? Первое – соблюдение требований предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, второе – исполнение обязанностей по ДУ МКД, предусмотренных ч.2. ст.162 ЖК РФ, третье – соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ. Это, собственно, те требования, которые привлекались к соискателю лицензии. Эти требования также являются лицензионными требованиями в отношении тех УО, которые лицензию получили. Некоторые путают, нужна ли лицензия на обслуживание домов, нужна ли на управление домами и т.д., а что делать если мы оказываем услуги по дому, которому непосредственно управлении. Тут ответ однозначный. Лицензионная деятельность подразумевает управление МКД, т.е. если у вас договор управления, не обслуживания и не оказания каких-либо услуг по содержанию ремонта или еще почему-то, а только управление.
Те компании, у которых ДУ заключен между УО и домами или между УО и ленивым ТСЖ, т.е. то ТСЖ, которое передало функцию управления домом на УО. Вот в таких случаях вы являетесь лицензиатом, т.е. сначала вы были соискателем лицензии, а затем соответственно стало. И на те дома, которые находятся на управлении у вас будут попадать в лицензионный реестр, те дома, которые у вас просто по обслуживанию, там вы уже не являетесь лицензиатом и эти дома не включаются реестр лицензионных. Поэтому к ним требования, которые мы ниже будет озвучивать, не относятся, а относятся только общие правила, скажем, по содержанию дома, если у вас договор с содержанием и т.д.
Сейчас мы будем говорить именно про управление домами УО. Ни ТСЖ, ни кооперативов это не касается.
Первое требование, которое было к соискателю лицензии и которое является и сейчас лицензионным требованием – это регистрация на территории РФ.
Второе – это наличие у должностного лица (ДЛ) лицензиата или ДЛ соискателя квалификационного аттестата. Многие считают, что, во - первых, ДЛ лицензиата – это обязательно генеральный директор, руководитель компании в целом. Но на самом деле это не так. ДЛ организации – это то лицо, на которое возложена обязанность по управлению МКД. Это значит, что если ваша организация крупная, то здесь может сложиться такая ситуация, что на какое-то ДЛ, допустим, зам.руководителя, будет возложена обязанность по управлению жилым МКД. И именно для этого у ДЛ должен быть квалификационный аттестат. Т.е. не на самого руководителя компании в целом, а именно на то ДЛ, на которое наложена такая обязанность. Т.е. он соответственно получает квалификационный аттестат при подачи заявления в некоторых регионах указывается именно это лицо с квалификационным аттестатом. В разных регионах разные требования к заявителям лицензии и разные бланки и перечень запрашиваемых документов: в каких-то региона нужно указывать, что вы должностное лицо, в каких-то не надо. Постарайтесь, чтобы в ваших организациях с квалификационным аттестатом (КА) были все ваши ключевые сотрудники. Т.е. если у вас, как и многих сегодняшних УО КА получен только на руководителя, не поленитесь, направьте своих сотрудников для того, чтобы они тоже получили КА. Жизнь такая, что все УО находятся всегда под большим риском, давлением со стороны контролирующих органов. И поэтому, если обстоятельства сложатся таким образом, что руководитель будет дисквалифицирован и в организации вы не сможете быстро найти человека с КА, на которого возложите приказом функции по управлению МКД, то такая УО рискует полностью лишится домов, которые находятся на управлении. Т.е. если нарушается такое лицензионное требование, которое закреплено ст. 193 ЖК, то у ГЖИ есть право убрать из лицензионного реестра все дома, т.е. происходит не аннулирование лицензии, а просто уходят дома. Поэтому обязательно делайте так, чтобы КА у вас как можно большее количество людей имело. Если вы руководитель и хотите себя подстраховать, чтобы вас не дисквалифицировали, чтобы на вас не накладывали там какие-либо дополнительные взыскания, вы можете опять же себя приказом наделить полномочиями вашего заместителя или то лицо, которое непосредственно отвечает за управление МКД.
Следующее очень важно лицензионное требование – это отсутствие у ДЛ-лицензиата непогашенной судимости по различным направлениям, особенно в экономической сфере.
Далее, ДЛ должно отсутствовать в Федеральном Реестре аннулированных лицензий. Т.е. если компании аннулировали лицензию, ей больше лицензии не выдадут пока она из этого списка не пропадет(3 года).
Все выше касалось требований компании, а ДЛ касается следующая статья, следующий пункт этой статьи: пункт говорит о том, что у ДЛ не должен быть аннулирован квалификационный аттестат. Потому что как происходит: допустим что компания нарушила какое-то требование, по суду было вынесено решение, точнее, ГЖИ решило, что необходимо дисквалифицировать руководителя, в суде это оспорить не удалось и такого руководителя дисквалифицирывают. После этого по требованиям закона у него квалификационный аттестат тоже аннулируется и поэтому, даже если вам удалось потом оспорить дисквалификацию руководителя, то даже если вы восстановите права этого должностного лица, если вы докажите, что это было незаконно, вам обязательно нужно также упоминание о том, что КА недействителен, тоже было убрано из этого списка.
Следующее требование, забегая немного вперед, есть пункт 6 – соблюдение требований к раскрытию информации, установленной ч.10 ст.161. Но обратите внимание, с 1 июля этого года этот пункт лицензионных требований по сути утратил свою силу.
П.7 звучит так, что лицензионными требованиями являются иные требования, установленные правительством РФ от 29.06.2015. Я видел уже несколько судебных решений, при которых суды не идут через цепочку лицензионных требований.
Они идут следующим образом. Они берут лицензионные требования, которые указаны в ст.193, берут п. 7. Под это требование, по их трактовке, с которой я не согласен и с которой группа юристов не согласны. Они берут и говорят, что раз есть требование установленное правительством РФ, раз эти требования относятся к управлению МКД, следовательно оно попадает под этот пункт.
По крайне мере, это практика есть и в разных регионах она идет по-разному. В разных регионах цепочку начинают раскручивать по-разному. И как мне кажется, если начинать раскручивать цепочку начиная от п. 7, то в суде свою защиту можно выстраивать на том, что это требование распространяется не только на лицензиатов, оно распространяется вообще как бы на практику либо управления домами, либо предоставление КУ, и оно не является специальной нормой, которая относится к лицензиатам. И поэтому его как иные нормы трактовать нельзя. Нашу позицию в этом тоже поддерживает ряд юристов. И я видел судебные решения, где удалось таким образом раскрутить цепочку, доказать, что 7 пункт можно трактовать таким образом: что иные требования, установленные правительством РФ считаются такими в рамках лицензионного контроля и как лицензионные требования только в тех случаях, если в самом постановлении правительства прописано, что это значит такие-то требования лицензионные к лицензированию там по управлению МКД и еще какие-то требования, которые устанавливаются к лицензиатам в целом.
Допустим, захочет правительство принять постановление, чтобы любая лицензионная деятельность, которая подлежит лицензированию, чтобы они ходили и каждый месяц отчитывались по какой-нибудь форме. И такое требование, которое будет прописано правительством РФ, прописано как всем лицензиатам – вот это как раз и будет иное требование установленное. А если у требования правительства РФ, которое регулирует не лицензиатов, а как бы другие виды деятельности, ну, допустим, у нас 290-ый регулирует и деятельность ТСЖ, 354-ый также регулирует деятельность РСО, и поэтому они являются неспециальными нормами, не являются официальными требованиями в рамках этих лицензионных требований. И поэтому в данном случае в суде удалось отстоять правоту.
Второй случай – это если лицензионные требования и лицензионные нарушения раскручиваются именно от ст.161 чч.2,3. Вот там действительно все сложнее. Опять таки, если мы посмотрим это требование, будем читать ЖК – это очень большое определение, которое очень тяжело понимать едино. Мы его пытались препарировать, много структурировали и из него мы выявили следующие пункты: оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащие содержание ОИ МКД. Это значит, что нас этот пункт отсылает к 290-му постановлению, где прописан минимальный перечень работ и услуг, необходимых для надлежащего состояния МКД. Следовательно, 290-е постановление целиком и полностью является лицензионным требованием. Поэтому, когда вы будете смотреть 290-е, держите у себя в голове, что все те пункты, которые прописаны там, они являются обязательными.Т.е. это тоже специальное требование. Второе – обеспечение соответствия качества работ и услуг и содержание ОИ, т.е. по тех. регламентам для обеспечения подачи коммунальных услуг. То есть это правило содержания, правила требований тех. регламентов и т.д. Тех. регламенты у нас тоже становятся лицензионным требованием. Т.е. если они закреплены, такой тех. регламент есть, допустим, по эксплуатации зданий, т.е., соответственно, этот регламент становится у нас подразделом лицензионных требований. Следовательно, и правило содержания ОИ N 491 – тоже является лицензионным требованием. Поэтому, все те пункты, которые там указаны тоже являются лицензионными требованиями.
354-е постановление по предоставлению КУ и по правилам предоставления КУ и условия ограничения КУ.
Изменения в законах по раскрытию информации. С 1 июля абсолютно для всех УО, товариществ и кооперативов наступила обязанность по заполнению ГИС ЖКХ. Она на самом деле достаточно простая. Но обязанность наступила для всех: не важно, в каком регионе вы находитесь, были ли у вас заключены соглашения. Вернувшись в закон N 263-ФЗ, который был принят вместе с 209-м. Что мы там видим? Что до 1 января 2017 года за нарушение ГИС ЖКХ применяются только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст.198 ЖК РФ. Данная статья говорит нам о том, что в ней размещаются сведения о МКД, которыми управляет лицензиат. Причем эти сведения достаточно в усеченной форме, т.е. для того, чтобы соблюдать требования по ГИС ЖКХ на сегодняшний день достаточно, чтобы у вас ГИС ЖКХ была раскрыта информация по адресу МКД, по договору управления, по протоколу, с помощью которого дом управляется и т.д.
Т.е. все остальные требования, которые сейчас есть в ГИС ЖКХ, они как требования есть, но напрямую УО за них на сегодняшний день штрафовать нельзя. Поэтому, если к вам приходит предписание, в котором ГЖИ заставляет срочно заполнять лицевые счета, план работ, другую информацию, срочно платёжки вносить и пытается вас таким образом сподвигнуть на то, чтобы вы уже сейчас делали эту работу. Я рекомендую вам не сильно на это поддаваться. Потому что на сегодняшний день, если у вас правильно раскрыта информация по ДУ, если у вас выложены электронные образы договоров, протокола, по которому этот дом пришёл, то по сути вы требования, за которые могут оштрафовать, соблюдаете.
Обратите внимание, что есть одна хитрость, которая может быть применена сотрудниками ГЖИ: на сегодняшний день, действительно, такого требования – о размещении всей информации в ГИС ЖКХ есть, потому что вышел приказ о составе и сроке раскрытия информации в ГИС ЖКХ. Приказ огромный. В нём для УО предусмотрен весь 10-ый раздел и, если вы откроете, это 30 страниц текста. Огромный пласт информации, который нужно раскрывать.
ГЖИ не может вас оштрафовать, но может выписать вам предписание об устранении нарушения. Нарушение заключается в том, что вы не раскрываете информацию в ГИС ЖКХ, т.е. напрямую вам не говорят, что вас оштрафуют, а просто выписывают предписание об устранении нарушений. И это в его праве в качестве внеплановой проверки или в рамках сплошного мониторинга информации, который раньше был в отношении Реформы, а сейчас же в отношении ГИС ЖКХ. Оно вам такое предписание выписать имеет право: и в этом предписании будет сказано, что десяти- или двадцатидневный срок нужно устранить такое нарушение. Но, вы поймите, что тот объем информации, который в ГИС ЖКХ нужно размещать, его в этот срок разместить практически невозможно. Это требует огромных человеческих ресурсов, нужны специалисты, которые знают как эту информацию в ГИС ЖКХ загружать, особенно какие-то узкие аспекты, то что касается начислений, планов работ и всего прочего. И естественно ГЖИ идёт следом и видит, что вы такую информацию не разместили, и уже выписывает вам постановление о совершении административного правонарушения, за невыполнение законного предписания инспектора. И здесь уже статья 19.5, за которую штраф меньше, чем за нарушение лицензионного требования, но там возможна дисквалификация.
Электронный образ документа, который необходимо выложить в ГИС ЖКХ – это электронный копия документа, изготовленного на бумажном носителе (приказ N 61 Роскомнадзора от 01.02.2012). Соответственно он должен быть в формате 1 к 1, в нём не должно быть никаких замазанных реквизитов, подписей. По этому поводу есть специальное пояснение. И как раз в приказе по раскрытию информации о том, что персональные данные подлежат раскрытию, но учитывая то, что они раскрываются в закрытой части системы, ничего страшного в том, что вы их разместите нет. Потому что к ним будут иметь доступ только ограниченный круг лиц, т.е. вы закон N 152-ФЗ нарушать не будете в данном случае, потому что вы размещаете эту информацию в силу действия нового федерального закона. Т.е. согласие субъекта о размещении персональных данных вам не требуется. А если вы замазываете сведения, то у вас появляется риск того, что у вас документ как бы становится недействительным.
Можно ли вместо сканированной копии размещать проект договора?
ГИС ЖКХ, служба поддержки, ответила по этому поводу, что можно, но только при условии, что если этот проект договора будет содержать все приложения, условия. И если в ходе проверки вы сможете доказать, что у вас действительно договор, который подписан, абсолютно идентичен тому проекту, который выложен у вас на ГИС ЖКХ.
О Реформе ЖКХ: наше мнение и мнение наших коллег состоит в том, что ни Реформа ЖКХ, ни Стандарт раскрытия информации с 1 июля не являются лицензионными требованиями. Потому что получилась такая история. Почему УО обязана размещать информацию на Реформе ЖКХ, на сайте и на печатных стендах? Потому что была ст. N 161 и была в ней ч.10, в которой говорилось что УО должна обеспечить свободный доступ к информации в соответствии со стандартом раскрытия информации. И было сказано, что стандарт раскрытия информации будет дополнительно прописан в постановлении правительства. Постановление правительства о стандарте раскрытия информации действительно было принято, имело N 731, в него периодически вносились изменения. Последние изменения в него были внесены в 2014 году, и в тот же год было сказано, что теперь подробная форма раскрытия информации будут утверждены Минстроем. После этого Минстрой своим приказом написал вот эту огромную табличную часть – приказ N 882/пр – в котором он структурировал ту информацию, которая должна раскрываться. С помощью этого приказа реформа ЖКХ поменяла свою структуру, ваши сайты должны были соответствовать этому приказу, печатные стенды и т.д. Но обратите внимание, что вся эта цепочка, она раскручивается из ЖК. Т.е. все требования идут оттуда – из ЖК. А мы видим следующее, что в 263-ФЗ, который был принят вместе с ГИС ЖКХ, написано, что положения ч.10 ст.161 применяются до 1 июля 2016 года в независимости от региона. Следовательно, эта часть 10 больше не применяется, следовательно, стандарт раскрытия информации больше не может применяться. И то постановление правительства N 1110, которое было, и п.6 по соблюдению лицензиатом требований к раскрытию информации – всё это на уровень ниже, чем ЖК.
Поэтому требования, опять-таки по нашему мнению, к раскрытию информации на Реформе ЖКХ, т.е. то, которое было по стандарту раскрытия информации, с 1 июля не является лицензионным требованием и по нему ГЖИ не проверяет на соответствие соискателя лицензии и лицензиата по тем требованиям, которые есть.
По опросу нескольких ГЖИ нескольких регионов: они считают точно также, что Реформа ЖКХ больше не является лицензионным требованием и предписание по ней они выписывать не имеют права.
Но вместе с тем, у нас появилась ч.10.1, и в ней как раз было сказано практически всё то же самое, но только слова «Стандарт раскрытия информации» заменены на «ГИС ЖКХ». И на сегодняшний день оно не является лицензионным требованием, оно является требованием жилищного законодательства и под него за нарушение требований есть специальная статья в КоАП.
Обратите внимание, что опять таки в N 263-ФЗ сказано, что с 1 июля 2016 ч.10.1 применяется абсолютно во всех субъектах РФ. Т.е. не важно был ли у вас этап опытной эксплуатации или не было его – все равно они применяются в том объёме, в котором законодательство сейчас прописано.
С 1 января для УО есть определенный стимул: если квитанцию по оплате она не разместит, и житель не найдет этой квитанции в ГИС ЖКХ в своем личном кабинете, то он может её не оплачивать. Наша рекомендация – незамедлительно разбираться в ГИС ЖКХ, либо обращаться к кому-то, кто в этом разбирается, чтобы всё это правильно заполнить.