урок

ГИС ЖКХ: теория, законодательство, принципы организации работы

Дата актуальности курса:
15.05.2017

ГИС ЖКХ: теория, законодательство, принципы организации работы

В уроке подробно разобрана законодательная база, регулирующая работу с ГИС ЖКХ, и даны рекомендации по организации эффективной работе в системе.

Понятие и перечень поставщиков информации
Поставщиками информации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные лица. Это установлено пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 209 от 21 июля 2014 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Информацию, имеющую отношение к ЖКХ, в ГИС раскрывают:
- Росреестр;
- Федеральная антимонопольная служба;
- МВД ;
- Федеральная налоговая служба;
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд содействия реформированию ЖКХ;
- Министерство юстиции;
- органы государственной власти субъектов РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- ГЖИ;
- региональные операторы капитального ремонта;
- Бюро технической инвентаризации;
- ресурсоснабжающие организации;
- управляющие организации, товарищества и кооперативы;
- в перспективе - региональный оператор по обращению с ТКО.
Обязанности поставщиков информации
Федеральный закон N 209 от 21.07.2014 в статье 6 перечисляет виды информации, которая раскрывается в системе, а в статье 7 даются пояснения, какой субъект поставки информации за раскрытие каких сведений отвечает.
Росреестр размещает в ГИС информацию об объектах государственного учёта жилищного фонда, об объектах теплоснабжения, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения, которые используются для предоставления коммунальных услуг и поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг – в многоквартирные и жилые дома.
Федеральная антимонопольная служба должна размещать сведения о производственных и инвестиционных программах поставщиков ресурсов в многоквартирные и жилые дома, а также результаты их исполнения. В ведении ФАС информация о ценах, тарифах, которые установленных на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. И также у этой службы есть обязанность размещать информацию об административной ответственности в отношении лиц, управляющих многоквартирными домами, и в отношении поставщиков ресурсов.
Федеральная налоговая служба размещает информацию о лицах, которые поставляют ресурсы, о лицах, управляющих многоквартирными домами по договорам оказания услуг или предоставления коммунальных услуг.
Пенсионный фонд размещает в системе информацию о страховых номерах, присвоенных индивидуальным лицевым счетам.
Фонд содействия реформированию ЖКХ размещает информацию о финансовой помощи для регионов и муниципальных образований на проведение капитального ремонта, на переселение граждан из аварийного домов и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Министерство юстиции отвечает за размещение информации о специализированных некоммерческих организациях, которые занимаются капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
Органы государственной власти субъектов РФ после принятия 209-го Федерального закона должны раскрывать в ГИС ЖКХ данные о должностных лицах органов государственной власти, у которых есть полномочиями на размещение информации в системе, в том числе органов ГЖН.
Органы государственной власти ведут реестр НКО, которые занимаются капитальным ремонтом. Также они размещают информацию об органах или организациях, которые ведут государственный учёт жилищного фонда; осуществляют жилищный надзор; муниципальный жилищный контроль.
Информация о реализации государственных программ в сфере ЖКХ (например, о капитальном ремонте, о переселении из аварийного жилья) также должна отражаться в ГИС, как и информация о минимальных тарифах на капремонт, о нормативах потреблениях коммунальных услуг, о подготовке объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации, о готовности к отопительному сезону и его прохождении, о ценах и тарифах на коммунальные услуги.
Ещё одна функция органов государственной власти – вносить информацию об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам и о максимальных индексах.
И наконец, от органов госвласти зависит размещение сведений об обращениях по вопросам ЖКХ и о результатах их рассмотрения.
Региональные органы исполнительной власти ведут в системе реестры уведомлений о способе управления многоквартирными домами; о способе формирования фонда капитального ремонта, а также реестры счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта.
И в их функции входит раскрывать информацию о лицах, которые вносят сведения в ГИС, о мероприятиях по жилищному надзору и контролю, об операциях на счёте капитального ремонта, о том способе управления, который выбрали собственники, и способе формирования фонда капитального ремонта.
Помимо этого, в систему вносятся данные о привлечении к административной ответственности лиц, которые занимаются управлением многоквартирными домами и поставкой ресурсов.
Информацию о поступивших обращениях и о результатах их рассмотрения органы исполнительной власти также размещают.
Органы местного самоуправления – раскрывают информацию о должностных лицах органов местного самоуправления, которые размещают информацию в системе. Кроме того, в их ведении информация об объектах государственного учёта жилищного фонда; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения. Органы местного самоуправления выкладывают информацию о нормативных правовых актах органов государственной власти и о своих собственных в сфере ЖКХ, а также муниципальные программы, производственные и инвестиционные программы ресурсников. Размещают документы, подтверждающие соответствие домов и объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, информацию о ценах и тарифах на коммунальные услуги, на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества.
Закон вменяет в обязанность органов местного самоуправления вносить информацию о способе управления многоквартирным домом и о способе формирования фонда капитального ремонта, когда собственники не смогли его сами выбрать или он не был реализован.
И, как и органы госвласти и исполнительной власти, ОМС вносят сведения об обращениях граждан.
Органы ГЖН должны внести информацию о контрольных и надзорных мероприятиях, которые они проводят, об обращениях в свой адрес и их результатах.
Ресурсоснабжающие организации раскрывают информацию о том, кто является поставщиком ресурсов, кто управляет многоквартирными домами; вносит данные об объектах государственного учёта жилищного фонда, об объектах теплоснабжения, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения, которые используются для предоставления коммунальных услуг и поставок ресурсов в многоквартирные и в жилые дома. За неразмещение или несвоевременное размещение информации для РСО предусмотрен серьёзный штраф по статье 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях – 200 тысяч рублей.
Региональным операторам капитального ремонта нужно размещать информацию об исполнении своих обязанностей по организации проведения капремонта, в том числе об операциях на специальных счетах фонда капитального ремонта и о перечне работ, которые проводятся при капитальном ремонте.
Бюро технической инвентаризации размещает информацию об объектах государственного учёта жилищного фонда.
Главное управление по вопросам миграции МВД России, бывшее УФМС, размещает информацию о количестве зарегистрированных иностранных и российских граждан в жилых помещениях по месту их пребывания и жительства – это делается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 209: сведения о том, сколько людей прописано в жилом помещении, сколько фактически проживает или пребывает (отдельно указываются россияне и иностранные граждане).
Любые изменения сведений Главное управление по вопросам миграции МВД публикует очень оперативно: в срок не позднее 1 дня со дня внесения соответствующих сведений в свои информационные системы. Это важно, поскольку коммунальные услуги начисляются в зависимости от количества лиц, прописанных в жилом помещении.
Управляющие организации, товарищества и кооперативы в ГИС ЖКХ должны выполнять огромную работу, которая также отражена в 209-м Федеральном законе.
Федеральный закон N 263-ФЗ от 21 июля 2014 утвердил обязанность управляющей организации обеспечивать свободный доступ к информации в системе о своей финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их стоимости и о тарифах.
Росреестр как поставщик информации в ГИС ЖКХ
Росреестр – крупный поставщик информации, и от него зависит, насколько эффективно будет работать управляющая организация.
Приказ Минкомсвязи и Минстроя N 74/114/пр от 29 февраля 2016, который вступил в силу с 1 июля 2016 г., обязует Росреестр размещать информацию, которая содержится в государственном кадастре недвижимости и ЕГРН.
Росреестр должен размещать информацию в системе в электронной форме с использованием имеющихся у него информационных систем.
Росреестр размещает:
- вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение);
- кадастровый номер этих объектов;
- ранее присвоенный государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный или условный);
- кадастровый номер здания, в котором находится помещение;
- при наличии этажности здания – размещается номер этажа, на котором находится помещение, если объектом недвижимости является помещение;
- площадь, если объектом недвижимости является здание или помещение;
- основная характеристика объекта недвижимости (его протяжённость, глубина, глубина залегания, площадь, объём, высота, площадь застройки) и её значение, если объектом недвижимости является сооружение;
- кадастровые номера помещений, находящихся в здании, если объектом недвижимости является здание;
- кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната (эти сведения размещаются при условии их наличия);
- описание объекта недвижимости;
- сведения о вещных правах на объект недвижимости (здание, сооружение, помещение);
- информация о правообладателе: для физических лиц вносятся фамилия, имя отчество, СНИЛС или (если нет СНИЛС) – наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность; для юридического лица, органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления указывается полное наименование, ИНН, основной государственный регистрационный номер; для иностранного юридического лица и международной организации, созданной на территории России – полное наименование, страна регистрации, регистрационный номер, ИНН (при его наличии);
- сведения о правообладателе: для РФ – слова «Российская Федерация»; для субъекта РФ – полное наименование субъекта РФ; для муниципального органа – полное наименование муниципального органа (в соответствии с его уставом); для иностранного государства – полное наименование иностранного государства;
вид права собственности (если у собственников зарегистрировано право общей долевой собственности, указывается размер доли в праве);
- номер и дата государственной регистрации права собственности;
сведения об ограничении права собственности для аренды жилого, нежилого помещения в доме, жилого дома, его части или помещения, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме, или для найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (вид, дата госрегистрации, номер государственной регистрации), срок действия ограничения права.
74-й Приказ обязал Росреестр внести всю эту информацию в течение всего лишь 20 дней с момента вступления приказа в силу, т. е. с июля 2016 г.
Реформа ЖКХ
После того как начала работу система ГИС ЖКХ, у многих управляющих организаций возник вопрос: нужно ли продолжать размещать информацию на сайте «Реформа ЖКХ»?
«Реформа ЖКХ» останется лицензионным требованием до 31 декабря 2017 г. Это объясняется тем, что Федеральный закон N 469-ФЗ от 28 декабря 2016 продлил переходный период размещения информации в ГИС ЖКХ.
Таким образом, она будет применяться до 31 декабря 2017 г. в большинстве регионов России, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – до 30 июня 2019 г. А значит, в течение первого квартала 2017 г. (согласно статье 162 ЖК РФ) на Реформе ЖКХ и на сайте управляющей организации нужно успеть разместить отчёт по форме 2.8.
Форма 2.8 – это отчёт об исполнении договора управления многоквартирным домом. В случае с ТСЖ это отчёт об исполнении сметы доходов и расходов. Годовой отчёт заполняется по каждому дому отдельно. Он составляется на основе сведений раздельного учёта доходов и расходов бухгалтерской или финансовой отчётности. В нём обязательно нужно отразить общую информацию об управляющей организации, перечислить дома, которые находятся в управлении, и те, которые раньше были в управлении. В отчёте также указываются показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации: годовая бухгалтерская отчётность и баланс с приложениями, доходы и расходы от деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отдельно нужно указать случаи привлечения к административной ответственности за нарушение правил управления многоквартирными домами, если такое было: либо у управляющей организации, либо у её должностного лица. Прилагаются копии документов о применении мер административного воздействия и сведения о мерах по устранению нарушений.
Вне всяких сомнений, в годовом отчёте вся информация должна быть достоверной, без всяких прикрас. Отчёт отвечает на вопрос о том, что удалось осуществить за год, достигнуты ли поставленные цели. Указывается не только то, какие накопились долги жильцов за коммунальные услуги, но и собственный долг перед РСО. Прописываются расценки на услуги по каждому дому, включая тарифы коммунальных услуг, смету расходов и доходов и стоимость:
- текущего ремонта,
- технического обслуживания,
- благоустройства дворовой территории и общего имущества,
- санитарного содержания здания.
Вторая часть отчёта по форме 2.8 представляет собой план работ на следующий год. В него вписываются работы по ресурсосбережению, повышению комфорта и качества проживания в доме, по улучшению внутреннего и внешнего состояния здания. У собственников есть право, во-первых, узнать, как управляющая организация собирается управлять домом, а во-вторых, требовать отчёт о выполненных работах – об их перечне, качестве, объёмах и сроках (в соответствии с пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491). А вы этот отчёт должны будете предоставить в течение 5 дней с момента получения обращения.
При этом, согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ N 731, если данные, которые запрашивает собственник, уже размещены на Реформе ЖКХ, управляющая организация может не раскрывать эти данные, а просто предоставить электронную ссылку.
За неразмещение информации на Реформе ЖКХ предусмотрены серьёзные штрафы. За неразмещение годового отчёта по форме 2.8 на Реформе и на сайте (или за неполное размещение) взимается административный штраф по статье 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ:
- для должностных лиц – 50 000 – 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет,
- для индивидуальных предпринимателей – 150 000 – 500 000 рублей или 3 года дисквалификации,
- для юридических лиц – 150 000 – 500 000 рублей.
И кроме того, административная ответственность может наступить по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ – за ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирного дома с нарушением лицензионных требований.
Административного наказания отличается для должностных и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- для должностных лиц – штраф 50 000–100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет,
- для индивидуальных предпринимателей – штраф 250 000–300 000 рублей или дисквалификация до 3 лет,
- для юридических лиц – штраф 250 000–300 000 рублей.
Как видите, последствия за нарушение лицензионных требований, в частности, за неразмещение информации, могут нанести большой урон управляющей организации, вплоть до банкротства.
 
Информация, обязательная к размещению в ГИС ЖКХ
Федеральный закон от 21 июля 2014 N 263, а именно часть 5 статьи 6 закона, ввёл в Жилищный кодекс часть 10.1 статью 161. В ней сказано, что управляющие организации всю информацию должны размещать в ГИС ЖКХ. Положения этой статьи с 1 июля 2016 г. применяются во всех субъектах Федерации.
Штрафы за неразмещение информации в ГИС предусмотрены статьёй 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Но пока, до 1 января 2018 г. (а для городов федерального значения – до 1 июля 2019 г.), штрафы будут выписываться только за неразмещение тех сведений, которые предусмотрены статьёй 198 ЖК РФ. В этой статье кодекса говорится об обязанности управляющей организации размещать информацию, связанную с договором управления, сам текст договора управления – его электронный образ, затем протокол, на основании которого дом пришёл на управление, а также те протоколы, которые в дальнейшем были приняты.
Эти отсрочки регламентированы частью 2.2 статьи Федерального закона № 263 от 21 июля 2014
Перечислим, что нужно раскрыть в ГИС в первую очередь, за что могут ещё до 1 января 2018 г. оштрафовать по статье 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях. Это общая информация по дому:
- адрес дома, общая характеристика, год постройки, этажность,
- номер и дата договора управления,
- дата начала управления домом и окончания этой обязанности,
- дата расторжения договора управления,
- основания расторжения договора управления,
Также необходимы электронные образы следующих документов:
- протокол конкурса по отбору управляющей организации либо протокол общего собрания собственников о выборе управляющей организации,
- договор управления вместе со всеми приложениями – сметами, списками персональными данными,
- документ об изменении, прекращении и расторжении договора управления.
 
Ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ
За неразмещение информации в ГИС ЖКХ предусмотрены штрафы по статье 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Штрафы налагаются не только за неразмещение информации в системе, но и за размещение её не в полном объёме, за искажение информации.
Статья заработает в полную силу с 1 января 2018 года, когда административная ответственность начнется для управляющих организаций большинства регионов России, для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) – с 1 июля 2019 года. На это указывает статья 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”»).
Размещение информации в ГИС ЖКХ становится лицензионным требованием для управляющих организаций большинства регионов с 1 января 2018 года, а в городах федерального значения – с 1 июля 2019 года (ч. 1 ст. 198 ЖК РФ).
Размер штрафа зависит от формы управления домом. Минимальный штраф грозит при непосредственном управлении домом – 1000 рублей, 15 000 рублей придется заплатить администраторам общих собраний; размер штрафов для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и всех остальных – 30 000 рублей, и максимальные штрафы предусмотрены для ресурсоснабжающих организаций – 200 000 рублей.
За повторное нарушение должностное лицо ожидает дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Очень важно понимать, что дисквалификация руководителя влечёт за собой нарушение лицензионных требований. И если в организации не будет ещё кого-то с квалификационным аттестатом, значит, управляющая организация получит второй штраф и, возможно, лишится лицензии.
В любой организации директор – должностное лицо, ответственное за все процессы, которые в организации происходят. Поэтому если руководитель своим приказом или должностной инструкцией не обязал кого-то заниматься вопросами, связанными с ГИС, то в случае нарушений ГЖИ дисквалифицирует руководителя. Таким человеком, ответственным за раскрытие информации, может быть замдиректора, директор по информатизации, главный инженер и т. д.
Электронный образ документа
ГИС ЖКХ требует размещения электронных образов документов.
Вся сложность в том, что объяснение этого понятия разнится даже у органов государственной власти. Главный вопрос состоит в том, как быть с персональными данными. На этот счёт есть разные мнения.
Первое мнение. Раскрывать информацию нужно в том виде, в каком она представлена в документах. Об этом нам говорит Приказ Роскомнадзора от 1 февраля 2012 № 61. Согласно этому приказу, электронный образ документа – это электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе.
С другой стороны, есть ещё Приказ Росрегистрации от 30 апреля 2014 N П/203. В приказе говорится, что электронный образ документа оформляется в виде файлов в формате .pdf и должен обеспечить визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. При этом качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объёме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух или более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла.
Для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа «оттенки серого» с разрешением 200 dpi.
Таким образом, это должен быть качественно выполненная скан-копия, на которой всё чётко видно – без загнутых краёв, полос и т. п.
Ещё один приказ, регламентирующий форматы электронных документов, размещаемых в ГИС, это совместный Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 88/203/пр от 23 марта 2015, который оговаривает, что в документе должна быть возможность поиска по документу и копирования произвольного фрагмента. Однако в обычном скане документа такой возможности нет.
Вариант размещать документы в формате .doc не подходит не только потому, что такая форма противоречит Приказу Росрегистрации. Дело ещё и в том, что не всегда окончательная форма документа существует в формате .doc, в него что-то может быть вписано от руки.
Решением может стать использование сервисов, которые позволяют распознать текст в формате pdf.
Приказы о ГИС ЖКХ
1. Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ № 88/203
Требования к документам, загруженным в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минкомсвязи и Минстроя России № 88/203/пр от 23 марта 2015 («Об утверждении форматов электронных документов, размещаемых в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).
Приказ утверждает:
- форматы электронных документов, размещаемых в ГИС,
- размер файла,
- доступ к прочтению информации.
Согласно этому приказу, графические материалы нужно размещать в систему в форматах jpeg или tif.
Любые нормативно-правовые акты выкладываются в виде текстовых файлов в формате .PDF или .PDF/A, а другие текстовые документы – в виде текстовых файлов в формате .PDF, .doc, .docx или RTF. Если у вас документ в виде таблицы, то можно разместить его в формате .xls, .xlsx. Все эти документы должны допускать возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Для файлов, загружаемых в систему, есть ограничения по размеру – не больше 50 мегабайт. Они должны быть доступна для чтения, всё должно быть легко читаемо и не должно быть зашифровано или защищено какими-то программными средствами.
Все эти требования, которые я назвал, применяются к сведениям, которые управляющая компания размещает в ГИС ЖКХ.
2. Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ № 504/934/пр, 86/201/пр, 85/200/пр
Самый первый приказ о ГИС, который появился, – это совместный Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ № 504/934/пр от 30 декабря 2014 . Он определяет официальный сайт ГИС ЖКХ: dom.gosuslugi.ru
3. Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ № 86/201/пр от 23 марта 2016.
Приказ регулирует:
- работу сетевого оператора,
- порядок предоставления информации,
- правила сохранения и хранения информации на резервном носителе.
Приказ в первую очередь касается разработчиков ГИС и регулирует, во-первых, работу сетевого оператора, а также порядок предоставления информации и правила сохранения и хранения информации на резервном носителе. Иначе говоря, приказ определяет принципы работы самой системы и правила хранения информации в ней.
4. Приказ Минкомсвязи и Минстроя № 85/200/пр от 23 марта 2015 устанавливает функционал самого ГИС ЖКХ и порядок проведения определённых действий участниками – например то, за какое время нужно предупредить о технических работах, где это указывается и т. д.
5. Приказы Минкомсвязи и Минстроя РФ № 89/204/пр, 87/202
Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 89/204/пр от 23 марта 2015 устанавливает то, как ГИС ЖКХ взаимодействует с другими информационными системами. Понятно, что без такого взаимодействия работа системы будет невозможна, потому что гигантские массивы данных вручную внести не получится.
Существуют государственные информационные системы, муниципальные, коммерческие, в которых уже сейчас есть большие объёмы данных.
6. Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 87/202 от 23 марта 2015
Он скорее технический, адресован разработчикам системы, но также может быть интересен программистам, системным администраторам, работающим в управляющих компаниях. Что он устанавливает:
требования и режим функционирования ГИС ЖКХ,
сроки внесений изменённой информации в систему,
а также подсистемы ГИС ЖКХ.
 
7. Приказы Минкомсвязи и Минстроя РФ N 311/612/пр, 455/825/пр, 18/34/пр, 77/120/пр
В ГИС ЖКХ большой объём сведений размещает Росреестр. Этот вопрос регламентирует Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 311/612/пр от 24 августа 2015 («Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Приказ устанавливает:
- список сведений, которые размещает Росреестр в ГИС ЖКХ,
- форму и сроки размещения информации,
- сроки проведения проверки информации.
На основании Приказа Минкомсвязи и Минстроя РФ N 455/825/пр от 17 ноября 2015 в определённые сроки будут размещаться сведения по тарифам. 455-й приказ устанавливает:
- список, который размещает в ГИС орган исполнительной власти регулирования тарифов,
- форму и сроки размещения информации.
Управляющей организации вносить тарифы не нужно, а нужно только выбрать свой субъект и свой тариф.
Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 18/34/пр от 28 января 2016 устанавливает ту информацию, которую будет размещать МВД – о количестве проживающих и сроки её размещения.
Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 77/120/пр от 2 марта 2016 утверждает то, как размещаются в ГИС сведения о капитальном ремонте, о переселении граждан из аварийного жилья, о модернизации коммунальных систем, и о том, как это всё будет финансироваться: в каком размере, в какие сроки, сведения о подрядчиках и т. д. Часть сведений по домам есть возможность перенести с сайта «Реформа ЖКХ».
8. Приказы Минкомсвязи и Минстроя РФ N 589/944/пр, 393/731/пр, 53/82/пр
Порядок и способы размещения информации в ГИС ЖКХ утверждает Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ N 589/944/пр от 28 декабря 2015. Приказ касается всех – и управляющих организаций, и органов власти, всех поставщиков информации.
Этот нормативно-правовой акт устанавливает:
- порядок и сроки размещения информации в ГИС ЖКХ,
- порядок доступа к открытой и закрытой части ГИС ЖКХ (то есть то, кто имеет право доступа к разной информации в системе: что могут посмотреть собственники, что – управляющие организации и другие поставщики информации и т.д.),
- способы размещения информации.
Этим же приказом установлены порядки квитирования, работы с единым лицевым счётом (т.е. уникальным в пределах страны номером, который присваивается системой одному собственнику – по всем помещениям, которыми он владеет).
В ГИС ЖКХ есть разные справочники, из которых управляющим организациям при работе с системой нужно выбирать разные подходящие им позиции. Например, справочники есть для перечня работ и услуг и для многого другого. С ними нужно будет работать экономистам, инженерам, всему плановому отделу.
Визуально в системе справочники и классификаторы выглядят как выпадающие списки, из которых нужно выбирать пункты.
Эти справочники установлены очень объёмным документом – Приказом Минкомсвязи и Минстроя РФ N 393/731/пр от 9 октября 2015 («О справочниках и классификаторах, размещаемых в ГИС ЖКХ»).
Этот приказ устанавливает:
- список справочников и классификаторов,
- принцип работы и содержание справочников и классификаторов.
В приказе помимо прочего сказано, что управляющие компании могут формировать свой собственный классификатор с тем, чтобы попросить его добавить в систему, либо они могут выступать с предложением о включении тех или иных позиций в справочники. Это делается через техническую поддержку ГИС, куда отправляют запрос.
Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ 53/82/пр от 17 февраля 2016 регламентирует форму электронного паспорта – по многоквартирному дому, по жилому дому и по инфраструктуре.
Электронный паспорт формируется в системе из тех данных, которые в него будут вносить разные поставщики информации. 53-й приказ не устанавливает, кто какую информацию вносит, в нём говорится только, как сам паспорт будет выглядеть.
Таким образом, приказ утверждает:
- вид электронного паспорта МКД,
- вид электронного паспорта жилого дома,
- вид электронного документа о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктур.
 
9. Приказы Минкомсвязи и Минстроя РФ N 368/691/пр, № 74/114/пр
Совместный приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ № 368/691/пр от 29 сентября 2015 регламентирует то, какие сведения надо вносить в ГИС. На сегодняшний день это исключительно сведения, касающиеся многоквартирных домов, находящихся под управлением данной управляющей компании, а именно:
- адрес дома;
- номер и дата договора управления домом;
- даты начала и окончания управления домом, предусмотренные договором управления;
- дата расторжения договора управления домом;
- основание для заключения или расторжения договора управления домом.
Помимо этого, надо загрузить в систему электронные образы целого ряда документов.
Во-первых, протокол конкурса по отбору управляющей компании для управления домом. Даже если конкурс был признан несостоявшимся, его протокол размещается всё равно. Если управляющую организацию выбирали на общем собрании собственников, выкладывается решение или протокол собрания, а если общее собрание собственников провели в форме заочного голосования с применением системы, то это должен быть протокол, сформированный с использованием ГИС ЖКХ;
Затем выкладывается договор управления домом (в том числе заключённый в электронной форме и с использованием ГИС ЖКХ). А если договор управления был заключён с каждым собственником, то в систему нужно разместить ещё и электронную копию решения или протокола общего собрания собственников, на котором собственники утвердили условия договора управления;
И наконец, если договор был изменён, прекращён или расторжен, размещается документ, подтверждающий это; причём это может быть документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием ГИС.
При заключении договора управления с каждым собственником в ГИС размещаются также электронные копии решений и протоколов общего собрания собственников, на которых утвердили изменение условий договора управления или приняли решение о прекращении действия договора или о его расторжении.
Главный документ, который устанавливает, какую информацию нужно размещать в системе, – Приказ Минкомсвязи и Минстроя от 29 февраля 2016 N 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Приказ утверждает состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС. Он вступил в полную силу с 1 июля 2016 г., переходный период идёт до 1 января 2018 г. В эти полтора года за неразмещение информации не штрафуют, управляющим организациям даётся время освоить систему и внести в неё тот большой массив данных, который указан в 74-м приказе.
Но в отношении штрафов есть и исключение, штраф могут наложить за неразмещение договоров управления – по статье 13.19.2 КоАП РФ.