урок

Законодательство

Документы
для загрузки
  • {{material.title.split('.')[1]}},{{material.description.split(',')[1]}}
    {{material.description}}
Дата актуальности курса:
17.11.2016

Законодательство

Вы узнаете, какие законодательные акты регулируют работу ГИС ЖКХ, какие штрафы грозят за их неисполнение, кто является поставщиком информации, что такое электронный образ документа, единый лицевой счёт и идентификатор платёжного документа.

Давайте начнём с законодательства. Ключевые нормативно-правовые акты, которые регулируют ГИС ЖКХ это, естественно, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Федеральный закон N 209, он так и называется «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Этот закон был принят во исполнение Постановления, точнее во исполнение Приказа президента. Еще в 2011 году президентом было подписано распоряжение о том, что в России необходимо создать такую систему, в которой будет аккумулироваться вся информация по жилому фонду всей Российской Федерации. Несколько лет были некоторые пилотные проекты, пробные проекты, по итогу победил один из них и к нему был сделан 209-ый Федеральный закон, который описывает, что это за система, кто является поставщиками информации, зачем она, кто является основным оператором. Основные ключевые положения, которые касаются ГИС ЖКХ закреплены именно в 209 Федеральном законе, поэтому если Вам интересно посмотреть именно подоплеку вопроса, то есть, откуда это всё пошло, я Вам рекомендую посмотреть этот закон. Закон достаточно просто читается, сложных положений в нём практически нет. И законом сателлитом к 209 Федеральному закону явился 263 Федеральный закон, который вносил изменения в различные положения Жилищного кодекса, который вносил и в другие законы изменения и одним из изменений также был Кодекс об административных правонарушениях. Появилась новая статья в кодексе 13.19.2, и она регулирует санкции за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Чуть позже мы на санкциях остановимся, поговорим какие там бывают штрафы, какие угрозы, если не размещать информацию или размещать заведомо ложную информацию в ГИС ЖКХ. То есть, ключевой момент – это то, что 263-ий закон так же относится непосредственно к ГИС ЖКХ. Тоже его посмотрите. Там указаны все даты, с какого момента вступает закон, с какого момента перестают действовать прошлые какие-то положения и во исполнение этих федеральных законов были приняты совместные приказы Минстроя и Минсвязи, потому что это два министерства, которые отвечают за ГИС ЖКХ. Основные нас интересующие приказы это Приказ N 74/114/пр от 29.02.2016, он был конечно принят, и подписан, и прошёл все процедуры регистрации в Минюсте гораздо позже, если не ошибаюсь в июне, но номер его и дата именно такая и Приказ N 589/944 от 28.12.2015, тоже очень большой приказ, регулирует достаточно большой объём свойств, которые есть у системы, параметров, говорит о порядке доступа в эту систему, говорит о том, как другие информационные системы связывать, говорит о том как делегировать свои права на рынке размещения информации. Мы сегодня как раз на этих двух приказах подробно и остановимся. Но перед тем как переходить к этим приказам давайте мы с вами посмотрим, кто является поставщиками информации в ГИС ЖКХ, потому что это вопрос, который тоже ко мне часто приходил, ну вот после регистрации на почту ко мне приходили вопросы, кто является поставщиком, является ли, кто помимо ТСЖ, управляющих компаний, давайте мы посмотрим кто это такие. В 209-м Федеральном законе сказано, что поставщиками информации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные лица. И затем, по закону вот этому расписаны более подробно. Я постарался объединить в табличку такую более подробную, срезал информацию, и вы можете посмотреть, что поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются почти все органы и лица, которые так или иначе связаны с жилищно-коммунальным хозяйством. Тут и управляющие организации, и ресурсоснабжающие организации, и Вы как товарищества собственников жилья, и кооперативы, и ГЖИ, и органы местного самоуправления, и все в той или иной части занимаются внесением информации в ГИС ЖКХ, то есть для каждого из этих поставщиков информации отведен определенный пласт, который он должен размещать, и особенностью системы является то, что, если в систему уже кто-то информацию разместил, то другой поставщик эту же информацию размещать в системе не должен. И особый приоритет отдан государственным информационным системам, например, таким, как «Росреестр», потому что, и мы с вами чуть позже посмотрим, закреплено и в приказе, что если в системе содержатся сведения федеральных информационных систем, то предпочтение отдается именно этой информации. И уже поставщики информацию должны размещать, только то, что не выгружено из этих информационных систем. Как, например, частный случай этого – сведения из Росреестра. Я думаю, что многие из Вас уже посмотрели систему, начали с ней уже немножечко работать и столкнулись с тем, что из Росреестра данные далеко не всегда идут корректные, если они идут, потому что далеко не по всем регионам эти данные выгружены и далеко не всегда эта информация является правдивой, как в части площадей жилых, так в части и других особенностей. Вторым частным случаем является отсутствие дома в адресном классификаторе ФИАС (ФИАС – это такая же информационная система федеральная, она регулирует адресный справочник), но получается таким образом, что далеко не всегда есть адрес дома в этом справочнике, поэтому приходится совершать определенные действия для этого, мы разберём этот сложный случай тоже сегодня или завтра, посмотрим как в этих случаях быть. Я вам просто это говорю, чтобы вы поняли это как систему, что есть привилегированные поставщики информации, это государственные информационные системы и есть остальные поставщики информации, например ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, банки, платежные агенты, они размещают информацию в системе, которая отсутствует. Это очень важно понять и очень много вопросов само собой отпадет, когда Вы поймете именно этот момент.

Ну ладно, поставщиков вы всех посмотрели, увидели, что действительно поставщиков очень много, что они размещают достаточно разную информацию и давайте поговорим сейчас вот о чём, прежде чем плотно преступить к ГИСу, давайте мы разберемся вот с каким вопросом. Тоже поступил не один такой однотипный вопрос ко мне на почту: «А что делать с реформой ЖКХ? Нужно ли её заполнять? Нужно ли заполнять какие-то другие порталы, которые были созданы? Нужно ли заполнять, если кто-то из Москвы, то дома Москвы и какие-то там другие региональные порталы? Что с ними? Как мы будем действовать?». Я постарался именно найти в законодательстве естественно ответ и вот до каких выводов я дошёл, смотрите: у нас стандарт раскрытия информации регулировался в первую очередь Федеральным законом, то есть Жилищным кодексом, это является Федеральным законом, требования его распространяются на всех и его требования гораздо выше и гораздо актуальнее, чем требования остальных видов законов, там, постановлений, не важно чего. То есть у нас идет Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, и уже все остальные постановления, приказы, лишь являются его детализацией. В Жилищном кодексе действовала норма, ст. 161 ч. 10, в которой было сказано, что управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный кооператив должны обеспечить свободу доступа к информации об основных её показателях и т.д. в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Особенности раскрытия информации о деятельности управления многоквартирным домом и предоставления документов для ознакомления деятельности ТСЖ или иным кооперативам осуществляющим управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией устанавливаются стандартом раскрытия информации, то есть у нас в федеральном законе было прописано, что есть некий стандарт раскрытия информации и по его требованиям информация должна раскрываться и уже во исполнение этого пункта Жилищного кодекса было принято 731-е постановление правительства, которое как раз детализировало вот эти вот особенности, о которых в Жилищном кодексе сказано, что детализация прописана там-то и там-то в стандарте раскрытия. И затем в 2014 году у нас прилетели изменения в 731-е постановление, оно было достаточно серьёзно изменено, и в нём было написано, что теперь состав информации детализируется приказом Минстроя N 882. Приказ Минстроя долго разрабатывался, долго внедрялся, по итогу внедрили его в 2015 году, но обратите коллеги внимание из 731-го постановления и приказ Минстроя N 882 у нас относятся только лишь к Стандарту раскрытия информации, требования к которым были закреплены в ч. 10 ст. 161 ЖК. То есть в стандарте раскрытия информации было сказано, что нужно раскрывать на специальном сайте, это был Реформа ЖКХ, для ТСЖ так же действовала норма раскрытия на региональных порталах, ну либо свой сайт можно было иметь и ссылку на него давать, и третьим источником раскрытия были как раз печатные формы, которые должны были находиться по месту деятельности товарищества или кооператива, но эти все нормы у нас были прописаны именно в Стандарте раскрытия информации, то есть все собраны там. И обратите внимание вот на какой момент: в том самом 263-м федеральном законе, который был законом сателлитом ГИС ЖКХ, одним из положений, ну если подробно это ч. 4 ст. 6 этого Федерального закона написано, что положение ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 1.07.2016. Там была оговорка такая, что если на территории субъекта в опытную эксплуатацию ГИС ЖКХ вступает раньше, то значит они раньше перестают действовать через какое-то там время, но, по факту, у нас в России ни у одного из регионов опытная эксплуатация не закончилась раньше, и поэтому по всей территории России вне зависимости от региона, положение вот этой статьи и вот этой части, которая регулировала Стандарт раскрытия информации действовали до 1.07. 2016 абсолютно для всех. И поэтому на сегодняшний день Стандарт раскрытия информации является не обязательным, поэтому его можно выполнять, но оштрафовать или наказать за невыполнение стандарта раскрытия информации на сегодняшний день уже нельзя. То есть Постановление N 731, да, действует, то есть, если к вам приходит какой-то запрос от жильца или от какого-то другого лица по предоставлению информации или если вы знаете, что эта информация есть на вашем сайте или на каком-то региональном портале, вы имеете до сих пор право дать ссылочку на этот сайт или на этот источник информации и не предоставлять таких документов, потому что постановление N 731 не отменено, Приказ 882 не отменен, но обязанность, именно обязанность, вот это тонкий очень момент, обязанности раскрытия нет по Стандарту раскрытия информации, но право у вас такое есть. Соответственно, всеми плюсами этого права вы можете пользоваться и минусами обязанностей вы можете не пользоваться. И обратите внимание, что вместе с этим в 263-м законе было прописано следующее, что с 1.07.2016 положения ч.10.1 ст.161 применяются для всех субъектов Российской Федерации. Как раз часть 10.1, если Вы посмотрите свежую редакцию Жилищного кодекса, она как раз регулирует положение о том, что управляющая организация, ТСЖ и кооперативы обязаны раскрывать информацию в ГИС ЖКХ. То есть это положение работает с 1.07. 2016, но, коллеги, обратите внимание, статья КоАП, которая так же была введена в силу, за которую могут оштрафовать ГИС ЖКХ, про неё было сказано следующее, что до 1.01.2017 года положение вот этой вот самой статьи 13.19.2 применяются только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющиеся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений, предусмотренных ст. 198. Давайте с конца будем читать эту норму, ст. 198 говорит нам о том, что необходимо раскрывать договор управления и протокол собрания, то есть по сути до 1.01.2017 управляющие организации, именно управляющие организации, являющиеся лицензиатами, вот на это обратите внимание. Вы как товарищество собственников жилья, как жилищный кооператив не являетесь лицензиатами, следовательно, для Вас эта статья так же не распространяется. Поэтому можно вывод сделать следующий, что на сегодняшний день привлечь к административной ответственности ТСЖ или ЖСК за не раскрытие информации в ГИС невозможно, таких прямых рычагов у государственной жилищной инспекции нету. До 1 января были отложены вот эти вот штрафы для всех поставщиков информации, кроме управляющих организаций, но буквально на прошлой неделе появился проект, законопроект, который вносит изменения именно в эту статью 263-го Федерального закона и в этом проекте заменено слово «до 1 января» на «до 1 июля 2017 года», о чём это говорит? О том, что штрафы, скорее всего, в отношении вас скорее всего еще отложат до 1.07.2017. Это ни в коем мере не даёт повода расслабляться и ничего не делать в ГИС ЖКХ. Это у вас просто появляется отсрочка, скорее всего появляется, повторюсь, на сегодняшний день это законопроект, и у вас появляется отсрочка, чтобы полностью изучить систему, чтобы понять, как вы будете выгружать информацию, которая подлежит выгрузке регулярно, например, это платёжные документы, лицевые счета, там, показания по приборам учёта и прочее. Если вы работаете через расчетный центр, вот этот механизм ваш отладить. Без этой вот отсрочки на сегодняшний день, я считаю, если эту отсрочку не примут, с 1 января можно приходить и каждого штрафовать, потому что объём информации, который необходимо раскрывать в ГИС ЖКХ действительно большой. Мы сегодня и завтра с вами это посмотрим, поэтому не смотря на эту отсрочку, я вас призываю не расслабляться и продолжать изучать ГИС ЖКХ, потому что система достаточно непростая. Так вот, положение значит действует только в отношении управляющих организаций, в отношение остальных поставщиков информации они будут действовать с 1 июля, скорее всего, то есть сейчас действует с 1 января, но скорее всего перенесут, но для органов власти, для администрации, то есть для государственных поставщиков информации эти штрафы перенесены не будут, то есть они будут перенесены только для поставщиков самых таких крупных ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, помимо этого, скорее всего, введут ответственность за неразмещение информации для платежных агентов, то есть это банки или какие-то другие организации через которые люди оплачивают за ЖКУ, поэтому призываю не расслабляться. И смотрите еще немножко про 198-ю статью, о которой говорил, что это за информация? В Жилищном кодексе прописано, что: «сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению, которым осуществляет лицензиат, подлежит размещению лицензиатом на Реформе ЖКХ», я немного сократил эту фразу, но опять-таки это положение касается только лицензиатов, вы лицензиатами не являетесь, поэтому по отношению к вам эта статья также не действует. Управляющие организации должны были еще с 1 августа начинать раскрытие информации, там буквально немножко нужно было раскрыть, там дом, выложить информацию о доме, договор управления, протокол общего собрания и буквально базовые сведения о доме, но почему-то получается так, что уже целая волна по России идёт и где штрафуют и дисквалифицируют руководителей управляющих компаний именно за то, что они эту базовую информацию не разместили. Но ещё раз, в отношении вас эта норма не действует, потому что вы не являетесь лицензиатом, потому что ваша деятельность не лицензируется.

Так, следующее положение, которое касается ГИС ЖКХ, тоже тонкий момент. Были внесены изменения в Жилищный кодекс, в 263-м Федеральном законе, и там было сказано, что «в случае неразмещения платёжного документа и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальные услуги в ГИС ЖКХ в срок, предусмотренный законодательством, граждане и юридические лица вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до 10-ого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платёжные документы и указанная информация в ГИС ЖКХ», то есть они имеют право не платить до тех пор, пока информация в ГИС ЖКХ не будет размещена. И это я Вам зачитываю текущую норму, которая в законе прописана на данный момент. В том же самом законопроекте, о котором я Вам говорил, написано следующее, что вот этот пункт дополнить еще одной фразой, и фраза, опять-таки давайте её дословно прочитаем, звучит следующим образом: «Положение ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по истечении 6 месяцев со дня наступления сроков по размещению информации в системе, предусмотренных графиком, утвержденным Правительством Российской Федерации». Это проект, но вероятность того, что такие изменения пройдут очень высокая, то есть о чём это нам говорит? О том, что вот та норма, при которой жители имели право не оплачивать жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2017 года так же пока что не будет действовать, то есть она не будет действовать до тех пор, пока правительство не утвердит график наступления сроков, определенных размещения информации. То есть простым языкам дело обстояло так, было совещание у Дмитрия Козака и в результате этого были подведены неутешительные итоги того, что ГИС ЖКХ плохо работает в части по размещению информации по лицевым счетам, информацией по платёжным документам, и поэтому было принято решение, что правительство разработает некий график, в течении которого будут говорить, что так, условно до первого так какого-нибудь апреля, вот обязательно вот это размещать, там до 1 мая вот это обязательно размещать и т.д. То есть, какой это будет график, ещё пока не понятно, проекта этого графика еще нет на сегодняшний день, но чем хороша для нас с вам эта норма? Для вас, как для председателя ТСЖ, тем, что у жителей не будет повода не оплачивать квитанции, потому что ГИС ЖКХ достаточно сильно сейчас пиарится по телевизору, в газетах, ну там повсюду, об этом пишут в электронные СМИ, что вот будет такая возможность с первого числа можете не платить, если не найдете свой личный кабинет и на сегодняшний день появился проект, который пока что эту норму притормозит, опять-таки это сделано для того, чтобы вы успели наладить информационный обмен с ГИС ЖКХ.

Следующее, про штрафы еще. С тех пор когда заработают штрафы, до этого было число 1 января, как я говорил, сейчас скорее всего перенесут на 1 июля, то за нарушение размещения информации в ГИС ЖКХ, вот я жирненьким выделил, вот вы там можете видеть, для управляющих организаций ТСЖ (Н), ЖСК и всем остальным, которые являются тоже поставщиками информации 30 000 рублей штрафа за каждый факт нераскрытия информации, за повторное нарушение, ну эта норма действует для управляющих организаций для дисквалификации должностного лица. Вы знаете, что для организации дисквалификация – это мера такая достаточно серьезная, там требуется квалификационный аттестат и эта мера может повлечь за собой очень негативные последствия. Для вас, как для председателя ТСЖ это не грозит, там, если не ошибаюсь, только в отношении управляющих компаний это действует. Как вы видите, для ресурсоснабжающих организаций штрафы очень большие, это 200 000 за каждый факт неразмещения, и как я говорил, в ГИС ЖКХ можно приходить и вот так вот всех штрафовать, потому что, по большому счёту, информация раскрыта плохо. И с 1.01. 2017 появляется возможность проводить общие собрания, в части заочного голосования в бирже ЖКХ и как раз для администратора общих собраний, если он делает не по закону, не успевает в сроки, не выкладывает какую-то информацию или как-то саботирует проведение собрания, так же предусмотрен штраф 15 000 рублей. Тут я хочу обратить внимание, что администратор понятие в ГИС ЖКХ, то есть это не инициатор общего собрания, а именно администратор, то есть это то лицо, которое будет в ГИС ЖКХ собирать голоса, которое будет перебивать бюллетени, которые принесли ему в бумажном виде в электронный вариант, то есть это вот этот человек. Не инициатор, не инициативная группа, не счётная комиссия, а именно вводится специальное понятие в ГИС ЖКХ, как администратор общего собрания. Более подробно с этим понятием, я думаю, мы скоро напишем несколько статей у нас в блоге, поэтому следите за блогом, а сейчас я не буду останавливаться на этом подробно и перейдем дальше. Сейчас мы посмотрим те приказы, которые регулируют именно ГИС ЖКХ, то есть их не много, их всего 15 штук, мы сейчас быстренько пробежимся по ним.

Я вижу, что пишут вопросы, давайте ещё раз, вопросы все на конец оставим. Первый приказ, который вышел, он определил официальный сайт в системе. Официальный сайт системы это, я думаю Вы все знаете, это www.dom.gosuslugi.ru. Приказ как не смешно это звучит, но он важный, потому что в интернете есть большое количество жуликов, которые пытаются выдать свой сайт за сайт ГИС ЖКХ, то есть если вы в Яндексе или в Гугле где-то пишите ГИС ЖКХ, то иногда на первых строчках вылезают жульнические сайты, не поддавайтесь на их уловки. Единственным официальным сайтом системы является www.dom.gosuslugi.ru. Все остальные сайты, которые пытаются говорить, что мы ГОС услуги или мы какой-то там портал, который связан с Госуслугами не доверяйте им, ни в коем случае не вводите свои пороли от ГИС ЖКХ на каких-то других сайтах. То есть, если вас просят авторизоваться как в ГИС ЖКХ, не делайте этого, потому что эти сайты созданы, чтобы воровать пороли или воровать какую-то у вас информацию, то есть не поддавайтесь на это. Единственным официальным сайтом ГИС ЖКХ является www.dom.gosuslugi.ru, всё остальные, ну, что называется от лукавого.

Следующий приказ, который больше, даже он больше не приказ, а знаете некое такое техническое задание для разработчиков этого сайта, то есть в приказе был утвержден порядок хранения, порядок обработки информации, то есть это больше такое техническое задание и вам он как, для ваших прямых обязательств он никак по сути не влияет, поэтому я на нем не долго буду останавливаться.

Следующий приказ, тоже это, по сути, техническое задание, он определяет функциональные требования ГИС ЖКХ, порядок определенных действий, кто как действует, кто как регистрируется, какой функционал есть, какие подсистемы есть, тоже, по большому счёту, такое техническое задание для разработчиков, мы не будем на этом приказе останавливаться. Следующий приказ, но уже может быть вам интересен в каком ключе? В том ключе, что он устанавливает порядок взаимодействия с инфраструктурой ГИС ЖКХ, то есть у ГИС ЖКХ есть разные системы и для того, чтобы с ними общаться, ну так скажем, не в ручном режиме, для того, чтобы можно было выгружать из программ ваших информацию, как раз в этом приказе, ну это опять-таки приказ для технарей, то есть для программистов, для инженеров, вот для них этот приказ, если вы будете планировать выгрузку информации в электронном виде в ГИС ЖКХ, первое нужно начинать вот с этого приказа, посмотреть, какой формат взаимодействия, чтобы программист посмотрел какой порядок действия в ГИС ЖКХ с информационными системами и т.д., то есть, для вас как для председателя, если вы не обладаете техническими знаниями, в принципе этот приказ будет тоже, так скажем, бесполезен.

Следующий приказ регулирует как раз моменты режимов тестирования, функционирования ГИС ЖКХ, архитектуры, ещё раз сказано о том, что ГИС ЖКХ является такой модульной системой, у неё есть модуль например справочников, модуль лицевых счетов, модуль приборов учёта и т.д., то есть она вся состоит из таких вот модулей, это сделано для того, чтобы функциональность её можно было расширять, то есть допустим добавили еще один модуль и он встраивается в систему, ещё добавили модуль – ещё расширяется функционал, и для того, чтобы это было возможно собственно это закрепили приказом, поэтому для вас это может быть интересно только для ваших программистов, для ваших технарей, которые будут связывать ваши программы с ГИС ЖКХ, для вас, если вы не обладаете техническими знаниями, в принципе этот приказ не очень интересен.

Следующий приказ, вот этот приказ вам действительно важен. Этот приказ утверждает форматы электронных документов, которые размещаются в ГИС ЖКХ, и форматы электронных образов документов. Вот это приказ прочитайте и обратите внимание то, что есть определенные ограничения на размер файлов, есть ограничения на типы этих файлов, то есть это надо будет грузить или дополнительные файлы, или сканировать jpg файлы, pdf документы, если это многостраничное какое-то сканирование. Здесь было бы интересным вам разобрать, что такое в принципе электронный образ документа. Есть два понятия, есть электронный документ – это документ, там в Word-овском формате, pdf, то есть это то, где прям в документе текст набран, и есть понятие электронного образа документа, то есть это два независимых друг от друга понятия. И электронного образа документа в самом тексте приказа ГИС ЖКХ нет, что это такое. Но мы нашли ответ в приказе Роскомнадзора. Это единственное, где дано определение этому понятию. И там сказано, что электронный образ документа – это электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе. Т.е. это полная копия. О чём это говорит? О том, что если вы делаете электронный образ документа, то в нём не нужно ни подписи затирать, ни какие-то дополнительные туда данные писать, ни какие-то вещи исправлять. Т.е. это должна быть полная копия бумажного документа.

Я думаю, что вы сейчас сразу спросите, а как быть с законом «О персональных данных», N 152-ФЗ. Абсолютно справедливый вопрос. Как мы можем без согласия жителей размещать какие-то документы, где их подпись может быть, где могут быть персональные данные и т.д. Тут ответ такой: во-первых, нужно убедиться, что документ, в котором содержатся персональные данные, действительно требует этих персональных данных. Потому что часто бывает так, что, например, даже проводя общие собрания в бюллетенях или ещё где-то организаторы общих собраний формируют эти документы, бюллетени или какие-то другие документы таким образом, что в них присутствуют, например, паспортные данные человека. Но, если посмотреть требования законодательства, особенно то, что касается протоколов общих собраний, то в законодательстве мы не найдём, где требуются паспортные данные. Т.е., например, в том же бюллетене голосования или в каком-нибудь реестре, там нет такой обязанности размещать персональные данные – именно паспортные данные человека. Сведения о, допустим, праве собственности, о регистрации, о листе записи, да, действительно, нужно размещать. Но паспортные данные не нужно, например, телефон не нужно, дату рождения тоже не нужно. И поэтому вы сначала посмотрите, если действительно этот документ требует каких-то персональных данных, ну, например, в уставе должны быть подписи, должны быть какие-то документы по председателю, которые тоже содержат, допустим, персональные данные. И если такие данные действительно нужны, то вы сканируете этот документ, ничего там не затираете и размещаете его в ГИС ЖКХ. Потому что в 152-м Федеральном законе «О персональных данных» сказано, что если иной федеральный закон требует раскрытия этих данных, размещения этих данных, то такие данные должны быть размещены. Я думаю, вы видели это, когда они размещаются и на Реформе ЖКХ, и других каких-то источниках, когда они обязаны быть раскрыты. Например, тот же Росреестр раскрывает определённые данные по запросу. Т.е. такие данные должны быть раскрыты, если того требует законодательство. Устав, т.е. самый первый вопрос, как размещать, допустим, устав. Тоже, то может быть электронный образ документа, т.е. вы сканируете все странички этого устава, склеиваете их в PDF файл. Наиболее удобный способ склеивать файлы, мы тоже пользуемся этим сервисом, он называется Smallpdf. Объединяете туда эти картинки. Причем, обратите внимание, есть даже рекомендации по тому, как сканировать. В законодательстве мы нашли. Но это, правда, рекомендации, но они есть. В приказе Росрегистрации есть рекомендации о том, что сканировать документ нужно в режиме «оттенки серого». Это в настройках принтера вы сможете найти. И с разрешением 200 точек на дюйм, 200 dpi. Для чего так нужно? Потому что, если вы отсканируете меньше, например, 100 dpi, у вас будет маленькой картинкой и она будет нечитаемая. А документ требует, что он должен обеспечивать визуальную идентичность, т.е. все эти нюансы в документе должны быть видны. А если вы сделаете большое сканирование, 300 dpi, то у вас, если это многостраничный документ, и вы его объедините в один файл, то он у вас будет очень много весить. И он может даже выйти за границу, которая установлена федеральным требованием – 50 мегабайтов, и таким образом ГИС ЖКХ не даст вам загрузить этот документ, вам придётся несколько их грузить. Поэтому сканируйте в «оттенках серого», 200 точек на дюйм и не закрывайте персональные данные, потому что всё равно те документы, которые вы размещаете в системе, то, что касается сканирования, они находятся в закрытой части системы и в приказе сказано, что если законом предусмотрено раскрытие каких-то персональных данных, то они размещаются в закрытой части системы. А в закрытую часть системы имеют очень ограниченный круг лиц доступ. Т.е. это обязательно должно быть зарегистрированное лицо, оно обязательно должно иметь доступ в этот дом, т.е. это, во-первых, сотрудники вашего ТСЖ, и то мы можем настроить права доступа им. Или, например, сотрудники ГЖИ, которые тоже могут проверять информацию, которая у вас раскрыта, скачивать уставы, ещё что-то. Остальные люди, которые пользуются ГИС ЖКХ, эту информацию всё равно не увидят. Т.е. это будет в закрытой части системы и им она будет недоступна. Поэтому не переживайте, можете размещать такую информацию. Оштрафовать за это вас и как-то привлечь к ответственности, если это размещается в закрытой части системы и, действительно, документ требует, чтобы эта информация была в нём, это обязательный реквизит документа, то никто до вас, по-простому говоря, не докопается: ни Прокуратура, ни ГЖИ, никто. Вы имеете полное право размещать эту информацию в системе, потому что федеральное законодательство говорит вас о том, что нужно такую информацию раскрывать.

Следующий приказ, это приказ, который регламентирует требования к Росреестру, по размещению сведений Росреестра. С ним конечно чехарда большая вышла, в приказе было сказано, что в течении 20 дней, они должны были разместить информацию по домам, по квартирам, по кадастровым номерам, по всему прочему, но по факту получилось так, что до сих пор в ряде регионов Росреестр не выгрузил информацию, поэтому на сегодняшний день, далеко не все дома можно связывать с данными Росреестра, их потом конечно все равно придется связать, потому что без привязки к Росреестру Вам будет тяжело в дальнейшем везти дальнейшую работу, это обязательно нужно будет делать, привязать к Росреестру. Мы завтра обсудим, что делать в таких сложных ситуациях, как писать в техподдержку, чтобы они тут посодействовали, это мы тоже завтра посмотрим. Тут важно отметить, что приказ по размещению информации давно уже есть, давно уже Росреестр должен был это разместить, но на сегодняшний день далеко не везде это размещено. Следующий приказ, он регламентирует как раз те сведения, которые должны были раскрывать управляющие организации, вот с августа 2015 года. Я думаю он вам как ТСЖ, ЖСК не очень интересен, поэтому мы даже не будем на нём останавливаться, если вам интересно, если вы ещё и частично как-то принадлежите ещё и к управляющим организациям, можете посмотреть вот этот приказ, он небольшой, там сказано, что должен быть дом размещен, протокол, договор управления, да и все по большому счету, буквально капелька информации.

Следующий приказ важный, который тоже вам нужно посмотреть, почитать. Он говорит о справочниках и классификаторах, которые размещаются в ГИС ЖКХ. Ключевым моментом является то, что все справочники и все классификаторы которые вы видите в ГИС ЖКХ, проще говоря это выпадающие списки, некие выпадающие списки, например список коммунальных услуг, вообще каких-то услуг, виды домов, то есть любые справочники которые содержатся в ГИС ЖКХ они не являются некими такими, как бы окаменелостью, они гибкие, живые, в них можно добавлять информацию, можно удалять оттуда информацию и всё это делается по запросу в службу поддержки. То есть для чего и как применить этот приказ, например, вы заполняете какую-то информацию и вы видите, что в выпадающем списке, ну например возьмем самый большой список, это адресный справочник, который там есть, то есть вы видите, что в этом адресном справочнике нет информации по вашему дому, вы идёте в справочнике добавление запроса на размещения информации в справочнике, формируете заявку, мы с вами это посмотрим практически, как это потом делать, формируете заявку, отправляете её в службу поддержки ГИС ЖКХ и, если служба поддержки, она там может вариться какое-то время, у нас там, наши запросы от 10 дней до полугода рассматриваются, то есть, мы достаточно давно работаем с ГИС ЖКХ поэтому вот такая вот разбежка большая, от 10 дней до полугода они могут рассматривать это в службе поддержки и, затем, они дают свою оценку, либо они добавляют эту информацию в классификатор и тогда она появляется там, либо они отказывают и указывают причину почему они отклонили. Например, вот на моей памяти было, что ресурсоснабжающей организации нужно было добавить новый вид коммунального ресурса, там была просто питьевая вода, а нужно было добавить еще техническую для чего-то, поэтому формировали заявку в ГИС ЖКХ, и теперь вы видите в коммунальных ресурсах, если вы эти справочники видели, там появилось такое понятие как техническая вода. И там любой справочник, любой, любой который есть можно это менять. Принципы справочников таковы, что ими управляют сами поставщики информации, то есть нужно что-то ввести, добавляете заявку, её рассматривают, и в справочник она вносится. Следующий приказ, который есть, он касается органов регулирования тарифов. О чём он нам говорит? О том, что сведения по тарифам, сведения по нормативам и прочим различным вещам теперь раскрывает специальный поставщик информации, то есть тот, кто эти нормативы и тарифы устанавливает. Как это практически применяется? Ну вы помните, что когда вы размещали новую информацию на реформе ЖКХ одна из вкладок была, в которой необходимо было вносить тарифы, нормативы и прочую информацию, сейчас в ГИС ЖКХ вам раскрывать это не нужно и это раскрывает специальный поставщик информации, то есть это либо комитет по тарифам, либо служба по тарифам, ну зависит от того, как у вас в регионе это называется, то есть этот приказ применяется следующим образом, и опять хочу сказать, что по большинству регионов до сих пор не выложены ни тарифы, ни нормативы, к сожалению реальность такова, посмотреть пока что не во всех регионах прямо удается.

Итак, следующий приказ, он приказ уже этого года, достаточно свежий, он был для бывшего ФМС, теперь это МВД, и они размещают информацию в системе о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях, как по месту пребывания, так и по месту жительства граждан. Для чего эта информация? Для того, чтобы, например, правильно рассчитывать определенные тарифы, у которых единицей измерения являются количество проживающих и зарегистрированных граждан, то есть теперь эту информацию вы можете, как поставщик информации сами смотреть. Опять-таки такая же ситуация, как с Росреестром и комитетом по тарифам тоже далеко не во всех домах эта информация размещена, мы с вами в практической части посмотрим, где её брать, но опять-таки теперь эту информацию не вы раскрываете, а можете брать как раз из ГИС ЖКХ, когда полностью это всё заработает. Это частично вам поможет, например, формировать квитанции, чтобы сверяться с информацией, потому что не так часто бывает, что к вам жители приносили справки о том, что у нас больше жителей стало, больше людей стало проживать в квартирах, а всё-таки на уровне госаппарата там с помощью муниципальных властей это как-то там регулируется и, поэтому эти данные вы уже сможете для себя смотреть и помечать, все ли правильно вы начисляете в квитанции, то есть это данные вам скорее всего помогут. На сегодняшний день эту информацию размещает МВД, потому что функции федеральной миграционной службы били переданы в МВД, размещать они обязаны достаточно оперативно, то есть любые изменения, которые происходят МВД, теперь обязано размещать не позднее 1 дня, со дня внесения соответствующих изменений в своих информационных системах. И, опять-таки, их информационные системы для ГИС ЖКХ являются эталонными, это государственная информационная система и следовательно ГИС ЖКХ считает её эталонной, относительно которой все остальные данные считаются правильными и соответственно неправильными. Здесь больше по большому счету больше не о чем сказать.

Следующий приказ, который есть, – это приказ N 53/82/пр, он регулировал формы и вид электронного паспорта многоквартирного дома, ну помимо этого еще жилого дома и объектов коммунальной инженерной структуры.

Нам с вами интересен вид электронного паспорта многоквартирного дома. Приказ говорит не о том, что нужно бросится и заполнять это электронный паспорт, не о том, что с момента его вступления в силу электронный паспорт должен быть заполнен, нет, приказ говорит немножко о другом, он говорит о некой форме отчетности, которая будет формировать ГИС ЖКХ, которая называется электронный паспорт дома. И в этом приказе собраны те пункты, которые должны входить вот в этот электронный паспорт дома и если мы с Вами посмотрим этот приказ, то мы увидим, что поставщиками информации для вот этих вот пунктов являются разные поставщики. Это и ресурсоснабжающие организации, и ТСЖ, и муниципалитет и т.д. И электронный паспорт на сегодняшний день является некой формой отчетности, которая будет из разных источников ЖКХ дергать и формировать какой-то единый документ. То есть теперь ту информацию, которую вам нужно раскрывать, она прописана в другом приказе, мы тоже на нем остановимся, а этот приказ про электронный паспорт, как бы в режиме только чтения, то есть это та информация, которая доступна жителям, которая доступна в закрытой части системы. Мы с вами посмотрим, кстати, как наш дом выглядит со стороны жильца и мы увидим, что там есть электронный паспорт дома, как он выглядит и т.д.

Электронный паспорт – это форма отчётности, которая формируется исходя из тех данных, которые накиданы в ГИС ЖКХ разными поставщиками информации. Для разных поставщиков информации эти сроки разные, для вас как для поставщика информации мы посмотрим, какие это сроки чуть позже. Вот это важный момент, очень важно понять, я надеюсь, что я понятно объяснил, если не понятно, если будут вопросы, я в конце ещё раз объясню.

Следующий приказ, он регламентирует размещение сведений из фонда содействия и реформирования ЖКХ, то есть, из портала реформы ЖКХ, но, если мы с вами будем читать этот приказ, мы с вами увидим, что по закону реформы ЖКХ обязаны размещать только совсем небольшой кусок информации, то есть это по переселению граждан из аварийного жилья, модернизацию коммунальных систем, по ветхому жилью, то есть вот это вот все она размещает. Всю остальную информацию, которая была на реформе ЖКХ, приказ не регламентирует, то есть, если вы видели, в ГИС ЖКХ есть кнопочка «перенести информацию из реформы ЖКХ», то эта кнопочка была сделана, ну так по доброй воле создателя, то есть федерального закона о том, чтобы был перенос информации из реформы ЖКХ в ГИС ЖКХ нет и не будет, и, кстати, этой кнопочкой я не всегда рекомендую пользоваться, потому что в нескольких случаях она сбоит, либо переносит не ту информацию, либо переносит не всю полностью информацию, поэтому я ей не рекомендую пользоваться, особенно для ТСЖ потому что у Вас не так много домов, еще управляющим компаниям еще как-то может быть и можно, но для ТСЖ я все-таки предлагаю базовую информацию занести либо руками, либо Excel формате, хотя руками быстрее, по опыту Вам скажу, эту информацию заносить. Из реформы ЖКХ будет переноситься совсем другая информация, которую они собственно и генерируют. Так, следующий приказ, вот этот приказ большой 589/944/пр «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, введения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к ГИС ЖКХ и к информации, размещённой в ней». Приказ большой, серьезный, и давайте мы на нём более подробно остановимся, чтобы понять логику законодателя, чтобы понять, что он хотел от нас в части размещения информации в открытой и закрытой части. Ну, я думаю, что большинство из ас все-таки уже в ГИС ЖКХ зарегистрировалось, но для тех, кто не зарегистрировался давайте еще немножко скажу, что регистрация товариществ и ЖСК осуществляется после осуществления в системе оператором системы заявки на регистрацию в ГИС ЖКХ и подписания пользовательского соглашения, то есть о чем это говорит? Для того, чтобы в ГИС ЖКХ появилась ваша организация, председатель организации должен получить электронную цифровую подпись в специальном аккредитованном центре причем далеко не все центры, которые выдают электронные подписи, являются аккредитованными центрами. На сайте Минсвязи вы найдете список таких аккредитованных центров, потому что мы в ходе нашей работы уже не однократно сталкиваемся с тем, что люди получают какие-то подписи, по крайней мере, продавцы этих подписей их так называют подписи, а на самом деле это оказывается флешка с какими-то файлами, которую по сути нельзя никак применить, а их продают как бы дёшево и на этом наживаются, на доверчивости, поэтому посмотрите на сайте Минсвязи, я думаю, мы в раздатках скинем тоже список этих аккредитованных центров, если у вас подпись еще не получена, вы можете её там получить. Для остальных членов ТСЖ, которые будут вместе с вами раскрывать эту информацию в ГИС ЖКХ подписи не требуются, только для председателя ТСЖ. Если у вас меняется председатель ТСЖ, на нового так же придётся получать электронную цифровую подпись, потому что старого вам придётся в системе заблокировать, чтобы не было каких-то там казусов, скажем так. В заявке на регистрацию, то есть там автоматически данные из подписи подтянутся, подтянется ваш ИНН, подтянется название организации, адрес регистрации, там совсем немножко информации нужно будет внести: буквально нужно будет номер телефона и адрес электронной почты, и уже как бы вы зарегистрируетесь. У нас на YouTube-канале есть ролик, как зарегистрироваться в ГИС ЖКХ и, кстати, к слову так скажу, сам ГИС ЖКХ сейчас тоже выпускает ролики видео и у них тоже есть видео, как зарегистрироваться в ГИС ЖКХ,если вы ещё там не зарегистрированы, поэтому те, кто не зарегистрировался могут этот ролик посмотреть, там всё очень понятно расписано. Затем в заявке на регистрацию вы указываете свои функции, то есть для управляющих компаний это бывает очень актуально, например, что они являются одновременно и управляющими организациями, и ресурсоснабжающими организациями, и они могут и свою информационную систему зарегистрировать, с помощью которой будут производить обмен данными ГИС ЖКХ. У вас же в большинстве случаев будет функция одна, товарищество собственников жилья, и, если у вас будет собственная информационная система, вы её будете регистрировать, вам нужно будет эту функцию расширить. Мы практически посмотрим, как это делается, мы с вами это все увидим. Помимо этого, ещё раз скажу, что пользовательское соглашение от лица руководителя организации обязательно нужно подписать в личном кабинете, без подписи этого пользовательского соглашения вы не сможете работать в ГИС ЖКХ, то есть, вы будете входить, и там, как бы раньше это было, окно с предупреждением, что нужно подписать соглашение, и сейчас это по моему интерфейс кнопки управления отсутствует, то есть, поэтому сначала нужно подписать пользовательское соглашение, для того человека, который подписывает пользовательское соглашение, он становится в статусе администратора организации, и уже после того, как он подписал и получил такой статус он имеет право назначать на другие роли других сотрудников, то есть он может добавить ещё главного бухгалтера, назначить его специалистом по раскрытию информации, определить ему права доступа, которые необходимы для различных вещей, мы, кстати, по правам доступа тоже подготовили определенный раздаточный материал, в котором вы сможете посмотреть, как мы рекомендуем эти права доступа распределять. То есть, если у вас в ТСЖ несколько человек будут связаны с раскрытием информации, то есть если не только вы одни будете размещать информацию на сайте как председатель ТСЖ. Этот пользователь, администратор организации имеет возможность, назначает любых людей добавляет в организацию, то есть, если вы, допустим, будете обращаться к неким сторонним людям, к неким сторонним организациям, которые будут вам помогать размещать информацию, вы можете добавить их, как специалистов по размещению информации, и так же в любой момент вы можете отозвать их доступ. Ну, допустим, у вас или контракт закончился, или вы просто не хотите, чтобы этот человек у вас работал, вы берете спокойненько и из сотрудников организации исключаете. Причем вы можете даже на определенный срок назначить и потом исключить человека оттуда.

Следующий важный момент, который хочу с вами буквально до перерыва разобрать, большая сложная тема, которая так же регулируется этим приказом 589/944/пр – это автоматически формируемые данные ГИС ЖКХ, то есть помимо уникальных номеров квартир, домов, приборов учёта, ну и прочих данных есть 3 очень важных момента, на которые стоит обратить внимание. 1– автоматически генерируемый номер – это единый лицевой счет, 2 – идентификатор жилищно-коммунальных услуг и 3 – это уникальный номер, который генерирует сама система – это идентификатор платежного документа.

Давайте мы разберемся, что это за документы, точнее, что это за номера и как практически нам с ними быть. Смотрите, я думаю, что вы уже немножечко слышали про индивидуальные лицевые счета. Давайте мы сейчас с вами полностью разберем эту тему, чтобы у вас вопросы по единым лицевым счетам, по идентификаторам ЖКХ полностью отпали. Когда вы в системе зарегистрировались, добавили устав, к этому уставу привязали дом, к дому добавили подъезды, помещения или нежилые помещения, то вы на каждое это помещение имеете право добавить свой лицевой счёт, причем не один. У одного помещения может быть по сути бесконечное количество лицевых счетов. В большинстве своем случаев, конечно, это будет связь один к одному, то есть одно помещение, один лицевой счёт, но я думаю, вы и сами прекрасно знаете, что бывает так, что попросили разделить на два лицевых счёта. Система это позволяет и когда вы добавляете лицевой счёт в систему, то система генерирует этому лицевому счёту свой уникальный номер. Номер состоит из 10 цифр. Ну как вы видите расшифровку, что со 2 по 10 цифры – это уникальный номер, и первая цифра – это контрольный разряд, контрольная сумма всех этих цифр. Нумерация абсолютно произвольная, никак этой нумерацией управлять нельзя, то есть система сама эти номера генерирует и вам выдаёт. И в этом лицевом счёте агрегирована информация, то есть это совокупность 2-х информаций, 1 – это информация о помещении, к которому привязывается лицевой счёт и 2 – это информация о лице, которое в соответствии с законодательством обязано вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. О чем это говорит? То есть, если у вас одно помещение и в нем 2 лица, которые вносят, то есть вы выставляете им две платёжки, то Вы должны завести 2 уникальных лицевых счёта в систему. Как это делается мы с вами посмотрим в практической части. Сейчас очень важно понять теорию, что когда вы добавляете лицевой счёт, вот у вас есть допустим свой номер лицевого счёта, например 51, 14, это не важно, который прописан у вас в платёжке там, лицевой счёт такой-то, вы можете добавить этот счёт в систему, чтобы пока что вам было удобнее смотреть, но когда вы будете связывать информационные системы, когда будут приходить оплаты по лицевым счетам, там через банк или через какие-то электронные системы оплаты, то оплата будет приходить именно по вот этому уникальному номеру, который автоматически сгенерирует система. И уже сейчас нужно подумать о том, причём эта норма о том, что вы можете свои номера добавлять в ГИС ЖКХ, то есть произвольно, как вы захотели, так счёт и назвали, будет действовать только до 1.07.2017, то есть буквально полгода с небольшим, затем вся система ГИС ЖКХ, по всей России абсолютно переходит на вот эту уникальную нумерацию, то есть на единые лицевые счета, и затем те счета, которые были присвоены. Лицевой счёт у человека будет тот, который ему присвоила система. Соответственно, если у него 2 помещения, ну, допустим, 2 помещения каких-то, не важно, в одном городе или в разных городах, у него будет 2 единых лицевых счёта, по одному помещению и по другому помещению, или, опять-таки, у вас в одном помещении есть два лица, которые платят, на каждое из этих лиц создается по единому лицевому счёту. То есть единый лицевой счёт, он не про помещения, не про плательщика, а про совокупность этих двух вещей. С одной стороны, это помещения и с другой стороны – это лицо. Если эта информация объединяется, получается единый лицевой счёт, и соответственно можно так по примерам раскладывать и дальше. Не важно, вот одно помещение, рядышком другое, один и тот же собственник, один и тот же плательщик, не важно. Если у вас на плане, если у вас в технической документации это 2 разных помещения, 2 разных квартиры, вы ему создаете 2 лицевых счёта, даже если до этого вы ему одну платёжку скидывали, но, например, я видел такие случаи, что на 2 квартиры 1 платёжку кидали. Сейчас нужно будет так, вот помещение, лицо и делается единый лицевой счёт на это лицо. Причем, кто первый добавит лицевой счёт в систему, допустим сейчас одновременно в ГИС ЖКХ могут вносить сведения и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании, и ТСЖ, и муниципалитеты, и у ресурсников так же есть право добавлять дома. А обязанность эта лежит на вас как на поставщиках информации, размещать дома, помещения, подъезды, там лицевые счета, но право есть и у ресурсоснабжающих организаций, поэтому если вы сейчас ещё свой дом не добавили, помещение не добавили, подъезды не добавили, не разнесли всю эту информацию, то за вас это может сделать ресурсоснабжающая организация. В принципе, это не сильно вам повредит, не сильно помешает, и они сгенерируют свой единый лицевой счёт, и он одновременно так же и вам будет доступен, и вы увидите, что к этому помещению такой-то лицевой счёт уже сгенерирован и уже это есть. И обратная ситуация, если вы сейчас добавите дом, добавите помещение, добавите в нём лицевой счёт, то ресурсник, зайдя в этот же дом и привязывая свои ресурсы к этому же дому, может увидеть, что такие-то лицевые счета уже по таким-то квартирам созданы, и уже ресурсник будет обязан размещать сведения по платёжным документам именно в привязке к этому лицевому счету.

Вот этот момент понятен? Просто тут нужно идти в последовательно, потому что если этот момент непонятен, то дальше будет сложнее. Данный вид лицевого счёта единого позволяет оператору организации, через которого принимаются платежи, то есть, например, банк, у них через систему межведомственного электронного взаимодействия будет информация, что вот на такой-то лицевой счет начислена такая-то сумма. То есть, все банки сейчас уже подключаются к ГИС ЖКХ, все основные банки уже подключены к ГИС ЖКХ, там Сбер, ВТБ. То есть гражданину теперь достаточно указать, по задумке создателей, гражданину достаточно прийти в банк, назвать свой номер лицевого счета, операционист вбивает номер этого лицевого счета и может видеть, за какую там жилищно-коммунальную услугу у гражданина сколько начислено, и, соответственно, ему называют сумму и он по этому лицевому счету единому платит, то есть можно даже квитанцию не носить и т.д. По номеру лицевого счёта в банке будет видно, кто и сколько там кому должен, причем и в личном кабинете, по задумке создателя, тоже можно будет оплачивать и тут, к слову, упомяну, может, вы видели в личном кабинете, когда вы заходите у вас было предупреждение, о том, что вам предлагается заключить договор оферты с Почтой России, я думаю вы видели, это как раз договор о том, чтобы жители могли платить прямо из личного кабинета ГИС ЖКХ. Пока что подписание этого договора добровольное, не знаю, как будет потом, пока что добровольное, то есть это Почта России будет через личный кабинет ГИС ЖКХ принимать оплату, по-моему, там в зависимости от региона от 4% до 7% комиссии они будут себе оставлять, и эти денежные средства будут поступать к Вам.

Почему Почта России? Ну потому что она является оператором главным и создателем этой системы, именно Почта России. И смотрите, в каких случаях этот единый лицевой счёт формируется и присваивается. При добавлении лицевого счёта, присвоенного исполнителем услуг, то есть жилищных или коммунальных услуг, или при появлении в системе нового помещения, то есть по вот этому дому появилось новое помещение и к нему добавился лицевой счёт, появление нового гражданина – собственника помещения, то есть тоже собственник помещения меняется, ну, допустим, квартира была продана и, соответственно, единый лицевой счёт нужно сгенерировать новый. Если у вас на сегодняшний день ваши лицевые счета обезличены, ну сейчас обязанность вносить сведения по фамилии, имени, по каким-то СНИЛСсам прочим, обязанности нет, есть такое право, если вы при создании лицевого счёта добавили вот эти персональные данные человека, то, когда он будет заходить в ГИС ЖКХ в свой личный кабинет, у него уже личный кабинет будет связан с вот этим единым лицевым счётом, и он сможет смотреть начисления и т.д. Если же при создании лицевого счёта вы эти данные не вводите, там ни фамилию, не паспортные данные, ни СНИЛС, то человек должен будет самостоятельно этот кабинет себе создавать, там есть определенный механизм, тоже мы его посмотрим.

Как разделять, кто ресурсовую услугу поставляет? Смотрите, к лицевому счету, к каждому лицевому счёту будет формироваться свой идентификатор жилищно-коммунальной услуги, причём он формируется в совокупности из следующих: из лицевого счёта и из кода услуги ЖКХ. Это так вот разработчики написали, а на самом деле это не код услуги, а как бы вот сколько квитанций человеку на сегодняшний день приходит от каких поставщиков, вот столько кодов ЖКУ для единого лицевого счёта и будет. Объясню сразу на примере, вы как ТСЖ выставляете квитанцию, в этой квитанции у вас оплата только там за содержание текущий ремонт, но и может быть ещё вода, водоотведение, ХВС и водоотведение, вот по этим всем услугам для человека сформируется один код жилищно-коммунальной услуги, ну к ЕЛС, есть ЕЛС какой-то его и еще будут 2 циферки, которые сформируют вот этот код жилищно-коммунальной услуги. Ну вот это ваша квитанция, затем этому собственнику или нанимателю приходит квитанция за коммунальные услуг, допустим энергетики выставляют свою квитанцию за электроэнергию, и вот когда они как ресурсоснабжающая организация включают, ну допустим там, то что называется прямой договор поставки, и когда они подключаются к этому помещению, к лицевому счёту и добавляют себя, то для них вот лицевой счёт остается такой же, но формируется дополнительный код коммунальной услуги, то есть допустим будет код 02. Следующая ситуация, например, у вас ТСЖ прекратило свою деятельность и вместо ТСЖ у вас, допустим, пришла управляющая организация, вот старый код ЖКУ, идентификатор ЖКУ, он остается только для расчёта по долгам, для тех, кто долги имеет, а управляющая компания создает новый идентификатор жилищно-коммунальных услуг, таким образом система сама создает уникальный идентификатор. Вот опять-таки единый лицевой счет для этого собственника этого помещения или там для лица который должен оплачивать за жилое помещение и за коммунальные услуги, вот единый лицевой счет остается таким же, если там ни собственник не менялся, счета не дробились как-то. А вот этот код ЖКУ получается автоматически, то есть он будет каждый раз при смене поставщика жилищной или коммунальной услуги свой новый генерироваться. Поэтому может получится такая ситуация, допустим 4 квитанции человеку приходит, одна за кап.ремонт, регоператор выставляет кто-то за электроэнергию, и человеку будет приходить 4 квитанции, и в ГИС ЖКХ ему тоже будут приходить 4 квитанции. То есть, одна квитанция от одного поставщика информации с одним кодом ЖКУ, другая от другого, третья от третьего, четвертая от четвертого, то есть у него лицевой счёт один, а вот эти коды разные. Я не знаю, получилось ли у меня донести эту информацию, да это очень такой самый-самый сложный момент, мы его разберем на практике, когда мы будем свами смотреть про лицевые счета и посмотрим, что такое жилищно-коммунальные услуги. Сейчас вам важно понять, как на практике это применить, то есть если вы выставляете одну квитанцию, по какому-то ряду услуг, то вы так же эту квитанцию и будете разносить в ГИС ЖКХ, платёжный документ будете разносить в ГИС ЖКХ. Если какой-то другой поставщик ресурсов или каких-то услуг, которые связаны там допустим с региональным оператором по твёрдым коммунальным отходам, который у нас с 1 числа появляется, и вот допустим регоператор будет свои квитанции выставлять, он так же подвязывается к этому лицевому счёту, но у него будет свой код ЖКУ, то есть у него будет отдельный код ЖКУ, на который он будет выставлять свои квитанции. Итак по идентификатору ЖКУ я надеюсь большинству понятна эта информация, мы на практике еще потом с вами поглядим, как это выглядит, давайте будем двигаться дальше.

Следующим последним пунктом, вернее, который нам важно посмотреть, является идентификатор платёжного документа, это тоже очень важный идентификатор, он тоже формируется в системе автоматически и он делегирует на себя следующую информацию, первые 13 цифр, точнее 14, по большому счёту, это опять-таки идентификатор ЖКУ, который в себе объединяет лицевой счёт и сам идентификатор и последние 4 цифры это номер платёжного документа в конкретный момент времени, то есть он в себе сохраняет последние цифру года 15 символом, 16, 17 символ – это идёт номер месяца, за который выставляется платёжный документ, и 18 числом идёт порядковый номер платёжного документа в этом месяце. Эти номера так же присваиваются автоматически в системе и очень важно, чтобы ваши бухгалтерские программы, когда вы будете принимать уже оплату, там или, когда будете разносить оплату, чтобы ваш расчётный центр мог оперировать всеми вот этими тремя цифрами: единым лицевым счётом, кодом ЖКУ и идентификатором платёжного документа, очень важно, потому что с 1.07.2017 остальная нумерация платёжек в ГИС ЖКХ не будет работать, то есть будет работать только вот эта единая система нумерации.