урок

Виды проверок: плановая и внеплановая

  • Презентация вебинара
  • Виды проверок: документарная и выездная
  • Оформление результатов проверки: акт проверки, предписание об устранении нарушений
  • Предписание и протокол об административном правонарушении
Документы
для загрузки
  • {{material.title.split('.')[1]}},{{material.description.split(',')[1]}}
    {{material.description}}
Дата актуальности курса:
24.04.2017

Виды проверок: плановая и внеплановая

Вы узнаете, в чём отличие этих видов проверок, на каких основаниях они проводятся и как них должны уведомлять.

Пойдем по порядку, смоделируем, возможно, даже саму процедуру проведения в отношении вас проверки и посмотрим на её отдельные этапы и на то, как она должна проводиться, и какие нарушения чаще всего допускают должностные лица её проводя, которые в последствии могут сыграть нам на руку и которое смогут нам оспорить результат этой проверки. Первый вид проверки, самый масштабный, это, конечно же, плановая проверка. Уже из названия исходя понятно, что проводится она по определенным разработанным планам, которые согласуются предварительно, которые имеются в общедоступном режиме, в общедоступном формате и любой желающий может узнать о планируемых проверках, которые установлены на тот или иной календарный год. В соответствии с законом N294-ФЗ под плановые проверки принимается соблюдение управляющей организацией совокупности предъявляемых обязательных требований. То есть здесь проверяется практически вся деятельность компании и если вы управляете одним домом, соответственно, будет проверен этот один дом, если вы управляете 101 домом, то будьте уверены, что в рамках именно плановой проверки будет проверено техническое состояние всех без исключения 101 многоквартирного дома, который находится в вашем управлении. Исходя из названия понятно, что, поскольку есть определенный план, то есть и определенные сроки проведения такой плановой проверки, её периодичность. Периодичность плановой проверки составляет не чаще, чем 1 раз в 3 года. Об этом нам говорит ч. 2 ст. 9 294-ФЗ. Как я говорил, проверка проводится на основании утверждаемых планов, и эти планы публикуются на сайтах того административного органа, который эту проверку планирует осуществить в отношении вас и дублируется на сайте Генеральной прокуратуры. Сроки публикации такого плана на сайте, он может появиться вплоть до 31 декабря текущего года, поэтому совет – не расслабляться перед Новым годом, а всё равно мониторить и контролировать появления тех или иных планов на сайтах органов, чтобы знать, что в следующем наступающем году в отношении вас планируется проведение проверки, и, соответственно, знать в какой период времени она будет проводиться.

Из этого плана вы можете подчеркнуть следующую информацию: наименование проверяемого лица, цель и основание проверки, дата начала проверки и сроки её проведения, то есть конкретно обозначен период времени, выражающийся в днях, и, конечно же, наименование органа, который будет осуществлять проверку, либо это государственно-жилищная инспекция, либо это Роспотребнадзор, либо органы пожарной безопасности. Всё это так же указывается в этом ежегодном плане. Плановая проверка так же как внеплановая проводится в рамках предусмотренных действующим законом оснований, и для плановых проверок таких оснований всего 2, это истечение 3-х лет со дня регистрации юридического лица, это если управляющая компания только начинает свою деятельность, либо это окончание проведения предыдущей плановой проверки. Если в отношении вас ранее такая проверка проводилась, то с момента её окончания должно пройти не менее 3-х лет для того, чтобы в отношении вас могли провести ещё одну плановую проверку. Помимо этого ежегодного плана, который публикуется в сети интернет, вы как управляющая компания, как должностное лицо этой компании и как, соответственно, субъект который будут проверять в рамках этой плановой проверки, должны быть уведомлены не только размещением этого плана в сети интернет, но и скажем так персонально. А именно 294-ФЗ предусматривает направление в ваш адрес копии соответствующего распоряжения или приказа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. То есть персонально орган, который собирается провести в отношении вас проверку, названым мною способом уведомляет вас. 2-ой способ уведомления вас, помимо отправления заказным почтовым отправлением, это направление электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. И здесь я не с проста говорю об усиленной подписи и электронном документе, поскольку очень часто административные органы пытаются подменить электронный документ просто сканом того или иного документа. Так вот, по смыслу такой документ не может являться формой надлежащего уведомления, поскольку он не является электронным документом, за этим нужно пристально следить и обращать на это внимание.

Так же у нас 294-ФЗ предусматривает, что не запрещает использовать и иной другой доступный способ уведомления. И вот здесь как раз законодатель подразумевает электронную почту, факс или другие любые виды связи, но стремитесь выстраивать свои отношения в лучшей форме, в письменных запросах. Ч.13 ст 9 294-ФЗ так же обязывает орган уведомлять и в случае СРО, в случае проверки в отношении члена такого СРО, и очень многие по этому основанию пытаются оспорить результаты проверки и факт привлечения к ответственности, ссылаясь на то, что орган не уведомлял СРО, хотя лицо проверяемое является членом СРО. Ну сразу говорю, что, к большому сожалению, не смотря на то, что такое требование содержится в ФЗ, в главном законе, который регулирует правила и порядок проведения проверок, но вот судебная и правоприменительная практика игнорирует данное положение и неуведомление СРО о проводимой проверке – это вообще не является существенным нарушением, которое могло бы повлечь за собой признание недействительным результатов проверки, их отмене и освобождении от административного наказания. Поэтому смысла ссылаться на эту статью в обосновании своей правоты и неправоты административного органа я просто напросто не вижу, и поэтому не тратьте свои силы и время, лучше сосредоточьтесь на выявлении каких-то других нарушений, которые имеют больший вес в плане возможности признать проверку, проведенную в отношении вас действительно с нарушениями, которые могут повлечь отмену результатов такой проверки.

Второй вид проверки более знакомый вам, поскольку он проводится намного чаще чем нам бы этого хотелось, это внеплановая проверка, и здесь есть 2 основания для её проведения. Во-первых, это истечение срока исполнения ранее выданного предписания, то есть если раньше в отношении вас уже проводилась плановая или внеплановая проверка и по результатам такой проверки вам было выдано письменное предписание с соответствующими требованиями, устранить те или иные нарушения, выполнить те или иные действия и т.д., то соответственно орган, выдавший это предписание именно в рамках внеплановой проверки в последствии по этому основанию, так же проводит очередную внеплановую проверку, в рамках которой проверяет именно факт исполнения или неисполнения вами тех требований, которые в этом предписании вам были даны.

И второе, самое распространенное основание проведения этой внеплановой проверки – это поступление жалоб. Сразу могу сказать, что, несмотря на то, что закон говорит и предусматривает, что такая жалоба должна быть подана от конкретного лица, с указанием фамилии имени отчества, как у любой информации, которая могла бы позволить ему идентифицировать. Этот пункт соблюдается в 99% случаев, поскольку в полномочия и обязанности органов не входит проверка достоверности жалоб. Исключение составляет случай, когда такая жалоба не содержит никаких контактных данных о лице его подавшем, в таком случае закон прямо предусматривает, что анонимные обращения не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки.

Что касается уведомления о внеплановой проверке, то по общему правилу, конечно же, такое уведомление должно состояться не менее чем за 24 часа до её проведения любым доступным способом. Но в частности ст. 20 ЖК РФ говорит нам о том, что большинство проверок, проводимых органам государственно жилищной инспекции уведомлять вас не требует. Но, по сути, это проверки на предмет выполнения вами условий договора управления, выполнения лицензионных требований, так же проверка по порядку создания ТСЖ, ЖСК, это проверки требований к уставу ТСХ, ЖСК, к порядку принятия решения о выборе УО, проверка протоколов и т.д. По указанным основаниям проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.