урок

Поставщики и пользователи информации

Документы
для загрузки
  • {{material.title.split('.')[1]}},{{material.description.split(',')[1]}}
    {{material.description}}
Дата актуальности курса:
18.07.2017

Поставщики и пользователи информации

Вы узнаете, кто является поставщиками информации, какими они обладают обязанностями и ответственностью и почему следует заниматься размещением информации уже сейчас.

Сегодня мы будем говорить про поставщиков информации, какие виды этих поставщиков существуют. Что вы как поставщик информации должны раскрывать, какие произошли изменения в законах по ГИС ЖКХ. Я вам расскажу про штрафы, которые будут действовать с 1.01.2018 и которые уже на сегодняшний день действуют, расскажу вам про совместные приказы и расскажу про приказ, который регламентирует порядок и состав раскрытия информации, которую вы как поставщик информации, как ресурсоснабжающая организация должны будете предоставлять в ГИС ЖКХ.

На что стоит в первую очередь обратить внимание, потому что в связи с внедрением ГИС ЖКХ произошли достаточно серьёзные изменения в законодательной базе. 

Самое первое, что поменялось, это поменялся Жилищный кодекс и Гражданский кодекс. В обоих кодексах появилось такое понятие, как система. И если вы теперь встречаете в кодексе понятие «система», знайте, это идет речь про ГИС ЖКХ. Например, если вы встречаете такую фразу, как «такая-то информация должна быть размещена в системе», или «официальной является информация, размещённая в системе», или, например, «голосования могут проводиться в системе», знайте, во всех этих случаях разговор идет именно про ГИС ЖКХ, потому что ГИС ЖКХ расшифровывается как Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. 

Основной закон, который регулирует нормы, который устанавливает правила, говорит про принципы работы в системе, это 209-ый Федеральный закон, который был принят ещё 21.07.2014 года. И в этом законе регулируются как раз основные положения: кто является поставщиком данных, какие данные поставщик должен раскрывать. 

Говорит, какие фундаментальные принципы заложены в систему. Например, одним из фундаментальных принципов является так называемый принцип однократности размещения информации. О чем это говорит? О том, что если какой-то поставщик информации (например, вы как ресурсоснабжающая организация) уже в систему разместили, то другой поставщик информации (например, управляющая организация) эту информацию в систему разместить не может.

Например, вы добавили многоквартирный дом, не дождались, когда управляющая компания добавит его, добавили самостоятельно. То есть уже информацию по этому дому в том объёме, в котором вы можете размещать, управляющая организация изменить не может. Или, например, вы в доме добавили подъезды или добавили квартиры, то уже в рамках этого объёма информации другой поставщик информации изменить эти сведения не может. За одним исключением. Этим исключением являются данные из федеральных информационных систем. Например, Росреестр. И поэтому те сведения, которые размещает Росреестр и которые появляются в ГИС ЖКХ путём передачи по каналам связи из Росреестра, являются эталонными данными. То есть, например, эталонными данными являются сведения по кадастровому номеру дома, по площадям дома, по площадям квартир и т.д. 

Но в любом случае знайте, что такой принцип, как однократность размещения информации, в ГИС ЖКХ присутствует и, естественно, нужно учитывать этот принцип. Или, например, тоже он может проявиться в том случае, когда орган местного самоуправления разместил сведения по жилому фонду, то есть по домам не многоквартирным или многоквартирным, но которые находятся на непосредственном управлении, то тоже вы, соответственно, этими домами в той части информации, которую разместил орган местного самоуправления, уже управлять не можете.

Поэтому вопрос, который мне достаточно часто задают на семинарах для ресурсоснабжающих организаций: «А может, нам подождать, пока ОМС разместит данные по домам, по адресам, все эти сведения. А потом уже мы туда разместим договоры поставки ресурсов или какие-то другие сведения по лицевым счетам будем добавлять». А с другой стороны, когда я прихожу на семинары к органам местного самоуправления, они говорят: «Может, мы подождем, пока ресурсоснабжающие организации разместят по жилому фонду данные и нам меньше будет работы». Это превращается в такую своего рода игру, которая называется «Кто первый моргнет», кто первый не выдержит и разместит эти данные.

Но мой вам совет: не нужно ждать другого поставщика информации, который эту информацию тоже может разместить. Например, если вы видите, что по вашему фонду, в который вы поставляете ресурс, до сих пор не размещены дома или, например, до сих пор не размещены помещения, не размещены подъезды, то я вам рекомендую сделать это, потому что штрафы у нас, конечно, будут действовать с 1 января, но на самом деле уже с 1 июля, если у вас не размещена информация, орган Госжилнадзора, который у нас, кстати, отвечает за контроль в части размещения информации в ГИС ЖКХ, может к вам прийти. Поэтому не рекомендую вам откладывать этот срок, ждать, когда кто-то другой разместит информацию, и потом уже на готовое прийти, а занять проактивную позицию и самостоятельно разместить ту информацию, которая требуется. Мы поговорим, какую информацию вам как ресурсоснабжающей организации нужно раскрывать.

Вместе с этим в 209-м Федеральном законе прописаны другие принципы. И я настоятельно вам советую с этим законом ознакомиться. 

И одновременно с ним был принят 263-ий Федеральный закон. Это закон-сателлит, который вносил изменения в Жилищный кодекс, который вносил изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в несколько других еще законодательных нормативных актов. В этом законе прописаны сроки, с которых необходимо раскрывать информацию в ГИС ЖКХ. И как раз именно в этот федеральный закон вносились изменения, когда сроки по ГИС ЖКХ у нас откладывались. Они откладывались уже дважды: сначала с 1 июля прошлого года перенесли на 1 января, на начало года, и затем с 1 января перенесли на 1 июля, это срок размещения информации.

На сегодняшний день обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ уже действует, сроки больше не переносятся. Единственное, что хочу сказать, это из новой, свежей информации, может быть, вы об этом не слышали. 20 июня было совещание достаточно большое, в расширенном составе у Козака, на котором был принят ряд решений. В этом совещании присутствовали и Минстрой, и Минсвязи, и Российский союз промышленников и предпринимателей и т.д. И на этом совещании было принято решение о том, что, во-первых, скорее всего, ведут дифференцированные штрафы, то есть штраф будет не один, а штрафов будет несколько в зависимости от степени тяжести самого правонарушения. С другой стороны, хотят отменить процедуру квитирования и хотят сделать норму экономической мотивации необязательной. И также хотят сократить перечень тех сведений, которые необходимо раскрывать поставщикам информации. И причём это сокращение должно коснуться как управляющих организаций, так и ресурсоснабжающих организаций. Насколько сократится этот перечень, насколько будут дифференцированы штрафы, насколько будет это отложение по квитированию, пока неизвестно. То есть у нас весенняя сессия Госдумы продлена до 23 июля, то есть по идее это должно случиться в ближайшие 5 дней. Если этого не случается в ближайшие 5 дней и в федеральные законы, в 23-й, в Жилищный кодекс и в другие законы не будут внесены изменения, то эти изменения уже поступят только осенью, когда начнется осенняя сессия, то есть с сентября.

Поэтому на сегодняшний день действует в полной мере и 209-й, и 263-й, и все остальные приказы, о которых я буду сегодня говорить. 

Далее два важных приказа, о которых я сегодня буду говорить, это приказ 74/114/пр о составе той информации, которую необходимо раскрывать, и второй приказ 589/944/пр о порядке и способах размещения информации, о доступе в систему и т.д. 

Как видно из 209-го закона, поставщиками информации являются, по сути, все лица, которые так или иначе связаны с ЖКХ. И для каждого поставщика информации закреплен свой участок размещения информации.

Например, ресурсоснабжающие организации размещают договоры ресурсоснабжения, размещают показатели качества, размещают сведения о поставленных ресурсах, о либо задолженности, либо переплате – в общем, о взаиморасчётах с управляющими организациями. В случае, если они являются исполнителями коммунальных услуг, они размещают сведения по начислениям, сколько начислено конечному абоненту, и т.д., сведения по приборам учёта размещают, если они являются исполнителем коммунальных услуг. Это их часть информации.

Управляющие организации размещают сведения по договорам управления, размещают сведения по многоквартирным домам, размещают сведения по тем работам, которые они выполняют, и т.д. Товарищества тоже эту информацию размещают.

Например, обязанностью платёжных агентов или тех лиц, через которых собирается плата (например, это расчётные центры, или это банки, или это даже вы можете быть, если у вас касса на предприятии стоит), в этом случае вы также будете являться поставщиком информации по тем сведениям, которые у вас совершаются в отношении оплаты. То есть пришла вам оплата в кассу, вы должны ее разместить в системе. Или, допустим, расчетно-кассовый центр, у которого есть свои отделения по приёму денег наличных, они тоже, получив эти деньги, обязаны разместить эту информацию в ГИС ЖКХ. Или, например, Федеральная служба по тарифам или её региональные представительства. Они тоже в свою очередь размещают информацию, например, по тарифам, по нормативам в данном регионе.

То есть, как видите, у каждого свой участок размещения информации в ГИС.

И одним из тонких моментов является как раз, как организовать нормальный информационный обмен между всеми этими поставщиками информации. То, что можно сделать в рамках ГИС ЖКХ, закреплено у нас в законе, то есть сказано, что этот размещает такую-то информацию, этот размещает такую-то информацию и т.д. Но на моей практике достаточно часто встречается та ситуация, когда в одном населённом пункте, в одном городе или в нескольких городах в одном регионе ресурсоснабжающая организация имеет очень плохие отношения с управляющими организациями, или с ТСЖ, или с расчётными центрами как-то у них не налажены взаимоотношения.

И вот здесь как раз возникает проблема, как наладить это взаимоотношение, чтобы не было перекрытия информации, чтобы управляющие организации нормально разместили сведения по домам, чтобы вы нормально разместили сведения по этим же домам, по этим же абонентам, по этим же потребителям услуг. И в данном случае законодательно, я честно хочу сказать, что отрегулировано не очень хорошо.

Поэтому в тех ситуациях, в которых нельзя руководствоваться законом, нельзя руководствоваться положениями ни 209-го Федерального закона, ни Гражданским кодексом, ни Жилищным кодексом, конечно же, придется договариваться. Если вы, например, работаете с расчётными центрами, они у вас выставляют квитанции, вы отдали на откуп эту функцию вашей организации, то конечно же, вам нужно подумать, как вы в своих дополнительных соглашениях, в своих каких-то, может быть, договорах или ещё в чем-то закрепите эти отношения на уровне гражданских правоотношений, то есть как вы делегируете им полномочия, как они будут за вас размещать информацию.

Это всё регулируется не в рамках законодательства по ГИС ЖКХ, а в рамках гражданско-правовых отношений.

Я на просторах интернета нашел несколько не то чтобы типовых, но образцов таких соглашений, которые заключают ресурсоснабжающие организации с расчётными центрами или, например, заключают ресурсоснабжающие организации с управляющими компаниями, по делегированию полномочий размещения информации в ГИС ЖКХ. Вы сможете использовать это как отправную точку по вашему согласованию размещения информации с другими поставщиками информации.

Взаимодействие с госорганами, с ГЖИ или с органами местного самоуправления, тоже должно решаться как-то либо в индивидуальном, либо в каком-то коллегиальном режиме. то есть устроить совещание у вас в городе или устроить по региону какое-то совещание, выступить инициатором такого собрания и уже предметно обсудить эти моменты, кто как с кем будет взаимодействовать, потому что если вы не наладите это взаимоотношение, то вам размещать информацию будет достаточно тяжело.

Ещё раз подчеркну, что на уровне ГИС ЖКХ, на уровне Жилищного кодекса эти отношения отрегулированы не в полной мере. Я на практике встречаю достаточно много ситуаций, когда требуются какие-то индивидуальные решения. Это очень сильная региональная специфика, смотря, какие у вас отношения с управляющими организациями, какие у вас отношения с органами местного самоуправления, с ГЖИ и т.д. 

По поводу пользователей информации и того вопроса, который мне часто задают на семинарах. Кому всё это нужно, кому нужна вся эта система ГИС ЖКХ, кто будет являться ее потребителями?

Если смотреть с законодательной точки зрения, то потребителями информации являются органы госвласти, и органы местного самоуправления, и юрлица, и физлица, которые пользоваться будут личным кабинетом своим ГИС ЖКХ, и советы многоквартирных домов. Но по моему мнению, основным выгодоприобретателями от этой системы становятся, конечно же, органы госвласти и органы местного самоуправления, потому что у них появляется замечательный инструмент мониторинга, контроля, появляется какая-то аналитика, появляются данные и по региону, по городу и даже по отрасли. Потому что, если взглянуть в ГИС ЖКХ глазами, например, органов местного самоуправления, или органов государственной власти, или даже ГЖИ, то видно, какие возможности для практически автоматического контроля размещаемой информации у них появляются. В ваших личных кабинетах вы этого не видите, но если посмотреть глазами именно этих лиц, то видно, что и автоматические отчёты по домам, где сколько лицевых счетов заполнено, где какая информация раскрыта.

И поэтому, если вы не наладите регулярную работу с ГИС ЖКХ, то отконтролировать процесс размещения вами информации в системе очень легко. Поэтому я вас призываю ещё раз внимательнее относиться к этой системе и, действительно, размещать в ней информацию.

В 263-м Федеральном законе в конце года произошли изменения и обязанность по размещению информации перенесена на 1 июля. 1 июля у нас уже случилось. И действует это в отношении всех регионов, за исключением городов федерального значения. В городах федерального значения сроками наступления обязанности по размещению информации является 1 июля 2019 года. То есть в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе эта норма в действии ГИС ЖКХ наступит только с 1 июля 2019 года. В отношении всех остальных регионов, в отношении всех остальных городов обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ на сегодняшний день уже наступила.

Ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ по ст. 13.19.2 КоАП наступает с 1 января 2018 года. И опять-таки, в отношении городов федерального значения она наступит с 1 июля 2019 года.

И вторая мотивация, которая должна была больше воздействовать по задумке инициаторов, по задумке законодателей, разработчиков этой системы, это так называемая экономическая мотивация. О чем она говорит? О том, что в случае неразмещения платёжного документа или информации о размере платы за жилое помещение, коммунальной услуги, задолженности по оплате жилого помещения, коммунальной услуги в ГИС ЖКХ в сроки, предусмотренные законодательством, получатели этой информации, получатели таких услуг коммунальных имеют право её не оплачивать.

Эта норма должна была действовать с 1 января 2018 года. И помимо этой нормы должна была действовать ещё одна, говорящая о том, что если информация, размещённая в системе, и та, которая пришла абоненту в платёжном документе, отличается, то достоверной считается информация, размещённая как раз в ГИС ЖКХ, в системе.

Но опять-таки, как я и говорил, 20 июня было совещание, на котором было принято решение, что, скорее всего, эта норма будет отменена. Ещё будут дополнительные консультации по этому поводу. Но скорее всего, норма экономической мотивации с 1 января 2018 года так и не заработает, так и не будет действовать.

Штрафы, как я уже говорил, заработают в полную силу с 1 января 2018 года. Для РСО действует на сегодняшний день, пока не было никаких изменений, достаточно жёсткая норма. За каждый факт неразмещения информации в ГИС ЖКХ или размещения заведомо ложной информации штраф 200 тысяч. И обратите внимание, что для должностных лиц также за повторное нарушение возможна дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 3 лет. 

Контролирующим органом по выполнению закона, как я уже говорил, является Госжилинспекция, орган Госжилнадзора. Одновременно с этим также может контролировать это прокуратура, но она контролирует по заявлению только, то есть такая проверка может проводиться только по жалобе. А ГЖИ в свою очередь в рамках надзора и контроля может осуществлять просто мониторинг и, исходя из мониторинга, либо вам предписание выписывать, либо штрафы, то есть сразу какую-то ответственность. То есть уже жалобы даже собственника не нужно или пользователя для того, чтобы возбудить какую-то проверку в отношении вас.

И обратите внимание, как я и говорил, она действует с 1 января, но если вы вдруг являетесь одновременно ещё и управляющей организацией, то в отношении вас эта норма уже действует. Я знаю, что есть ресурсоснабжающие организации, которые одновременно являются управляющей организацией.

И, коллеги, как я и говорил, на самом деле уже сейчас орган Госжилнадзора имеет право вас оштрафовать. Каким образом?

Предположим себе ситуацию. Наступило 1 июля, и поступает в отношении вас какая-то жалоба или просто орган Госжилнадзора проводит сплошной мониторинг раскрытия информации и видит, что вы как поставщик информации не разместили свою часть информации, то есть, например, не разместили договоры ресурсоснабжения, или не разместили приборы учёта, или лицевые счета – какую-то информацию, которая обязательна.

Что орган Госжилнадзора имеет право сделать? Он имеет право выписать вам предписание об устранении нарушений и дать на это предписание, допустим, 10-дневный срок.

Те, кто заполнял ГИС ЖКХ, понимают, что за 10 дней разместить весь тот перечень информации, который дан, это практически нереально, потому что, если вы крупная ресурсоснабжающая организация, у вас тысяча лицевых счетов, тысяча абонентов, много договоров ресурсоснабжения. За 10 дней это сделать физически невозможно без привлечения сторонних специалистов.

Что происходит дальше? Спустя 10 дней орган Госжилнадзора проверяет, выполнили вы предписание или не выполнили, и если вы за этот срок не успеваете выполнить предписание, то они имеют право выписать вам уже штраф не за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, а за невыполнение законного предписания ГЖИ. И штраф там тоже большой: на юрлица от 200 до 300 тысяч и на должностных лиц тоже от 50 до 100 тысяч, также предусмотрена дисквалификация. 

Поэтому не откладывайте заполнение ГИС ЖКХ до конца года, не ждите этих штрафов по ст. 13.19.2, а занимайтесь размещением уже сейчас.